От "маленьких путешествий" до маленьких расстояний: как сокращались кочёвки казахов

4868 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Четверг, 01 Дек 2022, 18:30

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Природа традиционного кочевого хозяйства казахов таилась в природе родной степи и особенности хозяйствования. Обладатели самых больших на планете табунов и отар были обречены на вечное движение в поисках лучшего прокорма своих стад. Читатели "просвещённой Европы" редко представляли себе глубинную суть процесса, для них казахи оставались вольными бродягами, легко меняющими место обитания из прихоти и по желанию. Против такого взгляда выступали все те, кто был связан с бытом казахов не понаслышке.

Степь – не тундра. Предварительное замечание

Читайте также
Прощай, любезная калмычка! Почему казахи носят в себе кровь заклятых врагов

"Киргизы – подлинно кочевой народ, скитающиеся круглый год по степям и разбивающий свои стоянки всегда там, где есть корм для его стад. – Так писал, к примеру, информированный исследователь XIX века Василий РАДЛОВ. – Не следует представлять себе эти перекочёвки как беспорядочное блуждание по степи. Без определённого плана кочуют в тундрах и лесах Северной Сибири лишь охотничьи семьи… В отношении же такого народа, как киргизы, содержащего столь много скота, не может быть и речи о неплановых переездах".

По мнению Радлова, особенно важны в этом процессе "зимние стоянки" - кыстау:

"К зимним стоянкам предъявляется гораздо больше требований, чем к летним, к тому же последние легче найти, особенно в горных районах. И поэтому именно зимние стоянки определяют плотность расселения кочевников и от них зависит благополучие поголовья скота".

Перезимовав, кочевник начинал движение, которое, с перерывом на летнюю жизнь на джайляу, могло занимать значительную часть года. Всё зависело от расстояний между летними и зимними стоянками. И, если в благоприятных местах предгорий Семиречья или приречных районах Прииртышья, джайляу и кыстау могли разделять всего два-три дня пути, то в иных условиях протяжённость маршрутов превосходила тысячи километров.

Какими же были конкретные расстояния? Разными, в разные моменты истории.

Маленькие путешествия "золотого века"

Читайте также
Нюансы казахской свадьбы: что искал жених "за пазухой" у невесты

Исследователи допускают, что успешное кочевое скотоводство с огромными расстояниями кочёвок, появившееся в период сложения казахского народа, было вызвано тем, что им достались огромные пастбищные угодья, практически обезлюдившие вследствие междоусобий чингизидов и борьбы Тимура с Тохтамышем. Об этом, в частности, пишут авторы историко-этнографического исследования "Казахи" (под редакцией акад. КОЗЫБАЕВА. Алматы, 1995):

"Закрепление за казахскими племенами и родами присырдарьинских районов привело к тому, что берега Средней и Нижней Сырдарьи стали вновь излюбленным местом зимовок части Старшего и Среднего, значительной группы Младшего жуза. Разгром Ермаком Сибирского ханства позволил казахам Сырдарьи и Устюрта освоить под летние пастбища районы Южной Сибири и Приуралья".

Войны "расчистили" степь от предшественников. Локальные границы перестали препятствовать свободному движению номадов с их табунами и отарами. Таким образом, сезонные "меридиональные" кочёвки "золотого века" часто превращались в маленькие путешествия в тысячу километров.

Но затем, в XVII-XVIII вв., положение резко изменилось с появлением джунгаров, таких же кочевников, подорвавших монополию казахов на пользование прежними степными угодьями. А после исчезновения джунгаров, Великая Степь стала ареной борьбы России, Китая и монархий Средней Азии. Всё это привело к значительным сокращениям былой вольности и расстояний кочёвок.

Российская империя: расстояния сокращаются

Читайте также
Арал – aqua incognita мировой географии: как открывали то, чего нет

С вхождением всей казахской степи в состав Российской империи, сезонные пути кочевий оказались в безопасности от всяких былых случайностей. Это - с одной стороны. Но с другой - многие традиционные пастбища были навсегда утрачены ввиду начавшейся колонизации со стороны земледельцев-переселенцев. Свою лепту в усложнение свободы номадов вносили и административные реформы. Так что некоторые племена, например, конрат, вообще вынужденно перестали кочевать на джайляу "осев близ гор Каратау". Но таких было немного. Большинство казахов крепко держалось за исконность своих устоев и образ жизни, заповеданный предками.

И, несмотря ни на что, расстояния кочевий XIX века могли оставаться довольно значительными. Вот некоторые характерные сведения из объёмистого исследования "Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргизов". (КРАСОВСКИЙ, 1868), в которой собраны исчерпывающие сведения о кочевьях казахов Среднего жуза.

"…Зимовки айдабульцев находятся к югу от Баян-аульскаго селения… Летом волость двигается на запад, соединяясь самым значительным числом юрт в верховьях Чидерты (близ современного Экибастуза – А.М.). Отсюда в прежнее время айдабульцы, славящиеся ещё и теперь своими отличными лошадьми, ходили менять их на товары к пределам Оренбургской степи, останавливаясь всего долее на атбассарских лугах; назад возвращались, пересекая правые притоки Ишима".

"Большая половина кибиток зимует в тех же, к юго-востоку от города Баян-аула лежащих, горах Кызыл-тау; меньшая - в окрестностях Джильды-тау и Калмак-кургана (близь реки Тюндюка). Летнее движение урманчинцев прежнее время оканчивалось у Петропавловско-акмоллинской караванной дороги".

Читайте также
Тавро Рената. Полтавская победа, "актабан шубырынды", карта Глубинной Азии – в чём связь?

7 волостей "киреевского поколения", местом зимовок которых была "Северо-западная и юго-западная части Кокчетавскаго, северо-восточная и северная Акмоллинскаго округов, и в центре последняго к северо-западу от г. Акмоллов", летом приходили на "Ишимские правые притоки близь Атбасара и около Акмоллов, а также в окрестностях Таинчи-куля и близь линии".

Примерно то же происходило и у казахов южных регионов. Так, по сведениям Е. АЛЕКСАНДРОВА, кочевники, зимовавшие в Перовском уезде близ Сырдарьи, весной через Приаральские Каракумы направляются к Тургаю и в Иргизский уезд.

Таким образом, в XIX веке среднее расстояние между летними и зимними "стоянками" в целом сократилось с тысяч километров – до сотен. Хотя некоторые племена всё же проводили в пути значительное время. Так, на Западе Казахстана казахи-адайцы со своими стадами проходили по 1500 километров от Мангышлака – до предгорий Урала.

На излёте кочевой эпохи. Движение замедляется

В ранние советские времена, пока новые власти ещё только говорили о необходимости "оседания кочевников", традиционная жизнь продолжалась, как прежде. "Казстатуправление" в рамках проведённой Всесоюзной демографической переписи 1926 года выяснило любопытные моменты дистанций, на которые кочевали последние свободные кочевники. Имеются данные по Семипалатинской губернии.

Так, в Павлодарском уезде, в состав которого входило 13 казахских волостей, средняя длина кочёвок составляла 25,8 версты. Расстояние свыше 100 вёрст преодолевало менее 1 % хозяйств.

Читайте также
"Русских 768, евреев 150, сартов-мусульман 11496": что представлял собой Чимкент в начале XX века

В Каркаралинском уезде "дальние кочёвки" (более чем на 100 км) совершали 15,4% хозяйств (в основном Прибалхашские). Причём животноводы Дегондельской волости забирались на летовки аж за 776 вёрст! Однако и тут средний показатель составлял скромные 54,5 версты.

Сравнивая эти данные с полученными в начале века, семипалатинский краевед М. М. МАЦКЕВИЧ делает следующие выводы об изменениях, произошедших в четверть века:

"Удельный вес хозяйств, затронутых процессом оседания (оседлые – кочующие до 5 вёрст включительно), возрос с лишком в 3 раза (с 9,3% до 31,1 %)… Более чем вдвое сократилась средняя длина кочёвок по губернии: с 73,4 версты, до 30,8 версты… Произошло огромнейшее снижение удельного веса чисто кочевых хозяйств с кочёвками на дальние (свыше 100 вёрст) расстояния. Удельный вес этой группы уменьшился ровно в 10 раз – с 25,0% до 2,5%".

Ну, а дальше уже началась совсем другая история…

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента