От "маленьких путешествий" до маленьких расстояний: как сокращались кочёвки казахов

4466 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Четверг, 01 Дек 2022, 18:30

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Природа традиционного кочевого хозяйства казахов таилась в природе родной степи и особенности хозяйствования. Обладатели самых больших на планете табунов и отар были обречены на вечное движение в поисках лучшего прокорма своих стад. Читатели "просвещённой Европы" редко представляли себе глубинную суть процесса, для них казахи оставались вольными бродягами, легко меняющими место обитания из прихоти и по желанию. Против такого взгляда выступали все те, кто был связан с бытом казахов не понаслышке.

Степь – не тундра. Предварительное замечание

Читайте также
Прощай, любезная калмычка! Почему казахи носят в себе кровь заклятых врагов

"Киргизы – подлинно кочевой народ, скитающиеся круглый год по степям и разбивающий свои стоянки всегда там, где есть корм для его стад. – Так писал, к примеру, информированный исследователь XIX века Василий РАДЛОВ. – Не следует представлять себе эти перекочёвки как беспорядочное блуждание по степи. Без определённого плана кочуют в тундрах и лесах Северной Сибири лишь охотничьи семьи… В отношении же такого народа, как киргизы, содержащего столь много скота, не может быть и речи о неплановых переездах".

По мнению Радлова, особенно важны в этом процессе "зимние стоянки" - кыстау:

"К зимним стоянкам предъявляется гораздо больше требований, чем к летним, к тому же последние легче найти, особенно в горных районах. И поэтому именно зимние стоянки определяют плотность расселения кочевников и от них зависит благополучие поголовья скота".

Перезимовав, кочевник начинал движение, которое, с перерывом на летнюю жизнь на джайляу, могло занимать значительную часть года. Всё зависело от расстояний между летними и зимними стоянками. И, если в благоприятных местах предгорий Семиречья или приречных районах Прииртышья, джайляу и кыстау могли разделять всего два-три дня пути, то в иных условиях протяжённость маршрутов превосходила тысячи километров.

Какими же были конкретные расстояния? Разными, в разные моменты истории.

Маленькие путешествия "золотого века"

Читайте также
Нюансы казахской свадьбы: что искал жених "за пазухой" у невесты

Исследователи допускают, что успешное кочевое скотоводство с огромными расстояниями кочёвок, появившееся в период сложения казахского народа, было вызвано тем, что им достались огромные пастбищные угодья, практически обезлюдившие вследствие междоусобий чингизидов и борьбы Тимура с Тохтамышем. Об этом, в частности, пишут авторы историко-этнографического исследования "Казахи" (под редакцией акад. КОЗЫБАЕВА. Алматы, 1995):

"Закрепление за казахскими племенами и родами присырдарьинских районов привело к тому, что берега Средней и Нижней Сырдарьи стали вновь излюбленным местом зимовок части Старшего и Среднего, значительной группы Младшего жуза. Разгром Ермаком Сибирского ханства позволил казахам Сырдарьи и Устюрта освоить под летние пастбища районы Южной Сибири и Приуралья".

Войны "расчистили" степь от предшественников. Локальные границы перестали препятствовать свободному движению номадов с их табунами и отарами. Таким образом, сезонные "меридиональные" кочёвки "золотого века" часто превращались в маленькие путешествия в тысячу километров.

Но затем, в XVII-XVIII вв., положение резко изменилось с появлением джунгаров, таких же кочевников, подорвавших монополию казахов на пользование прежними степными угодьями. А после исчезновения джунгаров, Великая Степь стала ареной борьбы России, Китая и монархий Средней Азии. Всё это привело к значительным сокращениям былой вольности и расстояний кочёвок.

Российская империя: расстояния сокращаются

Читайте также
Арал – aqua incognita мировой географии: как открывали то, чего нет

С вхождением всей казахской степи в состав Российской империи, сезонные пути кочевий оказались в безопасности от всяких былых случайностей. Это - с одной стороны. Но с другой - многие традиционные пастбища были навсегда утрачены ввиду начавшейся колонизации со стороны земледельцев-переселенцев. Свою лепту в усложнение свободы номадов вносили и административные реформы. Так что некоторые племена, например, конрат, вообще вынужденно перестали кочевать на джайляу "осев близ гор Каратау". Но таких было немного. Большинство казахов крепко держалось за исконность своих устоев и образ жизни, заповеданный предками.

И, несмотря ни на что, расстояния кочевий XIX века могли оставаться довольно значительными. Вот некоторые характерные сведения из объёмистого исследования "Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргизов". (КРАСОВСКИЙ, 1868), в которой собраны исчерпывающие сведения о кочевьях казахов Среднего жуза.

"…Зимовки айдабульцев находятся к югу от Баян-аульскаго селения… Летом волость двигается на запад, соединяясь самым значительным числом юрт в верховьях Чидерты (близ современного Экибастуза – А.М.). Отсюда в прежнее время айдабульцы, славящиеся ещё и теперь своими отличными лошадьми, ходили менять их на товары к пределам Оренбургской степи, останавливаясь всего долее на атбассарских лугах; назад возвращались, пересекая правые притоки Ишима".

"Большая половина кибиток зимует в тех же, к юго-востоку от города Баян-аула лежащих, горах Кызыл-тау; меньшая - в окрестностях Джильды-тау и Калмак-кургана (близь реки Тюндюка). Летнее движение урманчинцев прежнее время оканчивалось у Петропавловско-акмоллинской караванной дороги".

Читайте также
Тавро Рената. Полтавская победа, "актабан шубырынды", карта Глубинной Азии – в чём связь?

7 волостей "киреевского поколения", местом зимовок которых была "Северо-западная и юго-западная части Кокчетавскаго, северо-восточная и северная Акмоллинскаго округов, и в центре последняго к северо-западу от г. Акмоллов", летом приходили на "Ишимские правые притоки близь Атбасара и около Акмоллов, а также в окрестностях Таинчи-куля и близь линии".

Примерно то же происходило и у казахов южных регионов. Так, по сведениям Е. АЛЕКСАНДРОВА, кочевники, зимовавшие в Перовском уезде близ Сырдарьи, весной через Приаральские Каракумы направляются к Тургаю и в Иргизский уезд.

Таким образом, в XIX веке среднее расстояние между летними и зимними "стоянками" в целом сократилось с тысяч километров – до сотен. Хотя некоторые племена всё же проводили в пути значительное время. Так, на Западе Казахстана казахи-адайцы со своими стадами проходили по 1500 километров от Мангышлака – до предгорий Урала.

На излёте кочевой эпохи. Движение замедляется

В ранние советские времена, пока новые власти ещё только говорили о необходимости "оседания кочевников", традиционная жизнь продолжалась, как прежде. "Казстатуправление" в рамках проведённой Всесоюзной демографической переписи 1926 года выяснило любопытные моменты дистанций, на которые кочевали последние свободные кочевники. Имеются данные по Семипалатинской губернии.

Так, в Павлодарском уезде, в состав которого входило 13 казахских волостей, средняя длина кочёвок составляла 25,8 версты. Расстояние свыше 100 вёрст преодолевало менее 1 % хозяйств.

Читайте также
"Русских 768, евреев 150, сартов-мусульман 11496": что представлял собой Чимкент в начале XX века

В Каркаралинском уезде "дальние кочёвки" (более чем на 100 км) совершали 15,4% хозяйств (в основном Прибалхашские). Причём животноводы Дегондельской волости забирались на летовки аж за 776 вёрст! Однако и тут средний показатель составлял скромные 54,5 версты.

Сравнивая эти данные с полученными в начале века, семипалатинский краевед М. М. МАЦКЕВИЧ делает следующие выводы об изменениях, произошедших в четверть века:

"Удельный вес хозяйств, затронутых процессом оседания (оседлые – кочующие до 5 вёрст включительно), возрос с лишком в 3 раза (с 9,3% до 31,1 %)… Более чем вдвое сократилась средняя длина кочёвок по губернии: с 73,4 версты, до 30,8 версты… Произошло огромнейшее снижение удельного веса чисто кочевых хозяйств с кочёвками на дальние (свыше 100 вёрст) расстояния. Удельный вес этой группы уменьшился ровно в 10 раз – с 25,0% до 2,5%".

Ну, а дальше уже началась совсем другая история…

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Сотрудник минпрома, отметив выписку ребенка из роддома, заболел
Становится все понятнее – почему присяжные в СКО оправдали Долгалева, а судьи регионального СМУС поспешили откреститься от этого дела
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Казахско-русский вуз закрыли после скандала со студентами в Актобе
Одной из причин стало то, что 90 процентов студентов не посещают занятия. Это установила проверка министерства
Оскорблять граждан с официальной страницы госкомпании допустимо, решил суд в Усть-Каменогорске
Немало удивившись такому обстоятельству, истец направил жалобу в Конституционный суд
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Реорганизация поликлиники вызвала бурю негодования горожан в Петропавловске
В управлении здравоохранения заверили, что это решение отменено
Чиновники и общественники продолжают мордовать бизнесменов
Последние жалуются правозащитникам, правозащитники рассылают рекомендации надзорным органам
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.