След Будды в Великой Степи. Чего не хватает?

2910 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 25 Янв 2025, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Буддизм проникал на территорию Казахстана дважды. Первый раз ещё в VI веке, вместе с миссионерами, методично осваивающими просторы Центральной Азии со стороны Индии, через территорию Афганистана, с Запада. Второй раз - с Востока из Монголии в XVIII веке, вместе с джунгарами, вечными соперниками казахов в Великой Степи.

Читайте также
Аблайкит: печальная судьба величайшего творения хана Аблая

От первой волны остались только археологические памятники, выявленные раскопками в недавнее время. От второй – руины монастырей, рукописи, наскальные изображения. Но вот что характерно. Буддизм на территории Казахстана имел место, этого никто не отрицает. Но вот наиболее заметных и характерных его памятников – ступ, наличие которых как раз и выдаёт повсеместно присутствие учения Будды, не сохранилось.

Следы буддизма

Ступы – это специфичные и типичные для буддизма мемориальные сооружения, которые ставились над какой-то реликвией. Изначально - несгоревшим при кремации тела Будды Шакьямуни фрагментом: зубом, костью, волосом или щепотью пепла самого погребального костра. За обладание этими реликвиями в Индии разгорелась даже небольшая война между последователями. Ступами чуть позже стали отмечать все знаменательные точки, связанные с жизнью Просветлённого, как реальные, так и мифические.

Первые ступы появились на территории Индии, откуда буддизм начал своё распространение и откуда он был практически полностью вытеснен позже адептами трансформировавшегося индуизма. Буддизм ушёл, а его памятники сохранились. Хотя и там подлинные шедевры ступотворения относятся к эпохам, уже изрядно отдалённым от времени жизни самого Будды. Большая ступа в Санчи, к примеру, строилась к III веке до н. э. – то есть была возведена спустя почти что тысячу лет после кремации в Кушанагаре. Этот период вообще-то оставил после себя в Индии такую массу ступ и прочих памятников буддизма (достаточно вспомнить "Львиную капитель", найденную в Сарнатхе и ставшую эмблемой современной страны), что может вполне считаться их Золотым веком. Оно и не случайно, ведь именно тогда жил легендарный Ашока, пытавшийся скрепить свои обширные завоевания учением Просветлённого.

Читайте также
Можно ли говорить о связи "арийцев" и казахов? Можно!

О размерах исторических ступ почему-то не принято говорить вслух. Хотя сведущие люди знают, что в течение многих столетий третьим по высоте рукотворным объектом на земле была ступа Джетавана на Шри-Ланке, построенная в том же III столетии до н. э. в блистательной столице острова Анурадхапуре. Её высота - 120 метров - уступала лишь двум великим пирамидам: Хеопса (146 метров изначально) и Хефрена (144 метра). Подобные колоссы возводились не только в границах Индийского субконтинента, но и в Юго-Восточной Азии.

Позже, когда классические ступы превратились в своеобразные архитектурные вехи, расставленные по всему пути мирового движения буддизма, они восприняли великое множество местных архитектурных устремлений. Зеди и пато в Бирме, чеди и пранги в Таиланде и Кампучии, тхаты в Лаосе, чортены в Тибете и Бутане, субурганы в Монголии и России, пагоды в Китае и Вьетнаме – по сути своей всё это лишь разные формы всё тех же ступ.

Странный поСТУПок

Пути распространения буддизма, как я уже говорил, не миновали и территории современного Казахстана. Где на юге и юго-востоке в течение нескольких веков сложившаяся на основе учения Просветлённого религиозная система господствовала. Так было в века, предшествовавшие пришествию ислама, и даже после, когда здесь на какое-то время установилась удивительная межконфессиональная гармония, при которой буддийские храмы мирно соседствовали с христианскими церквями и мусульманскими мечетями.

Читайте также
Отрар, Тараз, Тальхир: когда и почему исчезали средневековые города в Казахстане

Что представляли из себя в те времена святилища местных буддистов, показали археологические раскопки в Каялыке, проведённые уже в новые времена. Исследователями был вскрыт обширный храм (60 на 60 метров), отнесённый к VIII веку н. э. Исходя из принципов буддизма можно предположить, что храм был монастырём или частью монастыря. Нечто подобное сохранилось и на территории многих других городищ той эпохи.

Буддизм в Казахстане, таким образом, оставил многочисленные следы. Поэтому было бы ожидаемо, если бы и у нас обнаруживались его заметные следы в виде остатков наиболее массивных культовых сооружений – пагод. Тем более, что со временем они стали непременными элементами любого полноценного монастыря.

Но – нет. Пагод на нашей территории не сохранилось.

Хотя, следует признать, что не сохранились они и на сопредельной территории Средней Азии. Так, в своей монографии "Судьбы буддизма в Средней Азии" известный советский исследователь Борис СТАВИССКИЙ писал:

"Эти сооружения известны сейчас только в Бактрии-Тохаристане и в Мерве. Датируются они временем от II – III до VI в. (...) Не находит пока объяснение также полное отсутствие ступ в центральных и северных областях Средней Азии, в частности в Фергане и Семиречье".

Любопытно, что и в случае "второго пришествия" буддизма на территорию Казахстана вместе с джунгарами, которые также основывали у нас свои монастыри и ставили кумирни, ступ (а в данном случае это уже должны были быть субурганы) не прибавилось. Почти. Одна всё же мелькает на старых планах Аблайкита.

Ступы уничтожило время? Или плохо строили? Или...

Плохо искали?

…Однажды я ехал к Иссык-Кулю через перевал Санташ, на Тюп. И вскоре за райцентром Кеген внимание привлек странной формы курган, возвышавшийся над ровным межгорным плато, образованным истоками Чарына. Нужно заметить, что кочевые и полукочевые народы, мелькавшие в местной истории, понаоставили тут массу следов своей былой жизни. Вернее - смерти. Тысячи курганов, курганчиков и безымянных могил, которыми пузырится эта зелёная степная долина, хранят в своих загадочных недрах посланников множества различных племен и сменявших друг друга народов - саков, усуней, юэджей, тюрков, карлуков, кара-китаев, монголов, калмыков, киргизов, казахов.

Но этот курган не был похож на соседние, и вообще что-то виденное ранее. Слишком крутыми казались его откосы и слишком нестандартной смотрелась форма. "Ближайшее рассмотрение" принесло больше вопросов, чем ответов. Во-первых, наверх вела дорога, огибающая курган по спирали. Во-вторых, весь курган оказался не насыпанным, как обычно, а построенным из сырцового кирпича – следы глиняной кладки отчетливо проступали по бокам. Это объяснило дерзкую форму сооружения, но отнюдь не его назначение.

Если абстрагироваться, то всё это отдалённо напоминало ассирийский зиккурат в форме знаменитой "вавилонской башни" на картинах старых мастеров. Зиккурат в казахстанских степях?

Интересно было узнать, что по этому поводу думают местные? А местные были уверены, что курган - это "замок", с которого когда-то какие-то воины наблюдали за окрестностями. Сверху, если приглядеться, действительно просматривался ещё один похожий - на западе. Словом – целая система сторожевых башен и раннего оповещения о приближении врага! Вещь на пустынных пространствах Глубинной Азии весьма обычная.

Но для того, чтобы существовала такая солидная "оборонная инициатива", необходимо существование большого города, с которым бы она была связана. Кочевники, сила которых испокон веку оставалась в мобильности, подобными трудоёмкими объектами вряд ли заботились. Значит, где-то когда-то был мощный город, о существовании которого мы не знаем? Или это всего лишь пикет на чьих-то очень дальних границах? Подобно тем сторожевым постам, которые за сотни километров предваряли, например, Великую Китайскую стену, начинаясь далеко за её западными заставами. Сигналы в виде дыма от зажжённой травы (и волчьего помёта), словно вспыхивающие огоньки ёлочной гирлянды стремительно передавали важное сообщение по цепочке таких башен до Стены и далее, по самой Стене - до столицы. Сигнал тревоги доходил туда за несколько часов.

А если это всего лишь крепостица разбойников, когда-то контролировавших долину? Вон она отсюда – вся как на ладони. И путь тут, из Илийской долины к Иссык-Кулю, достаточно торный.

Предположений было много, но знаний, чтобы ответить на этот вопрос точно, явно не хватало. Слишком много неизвестных. Аналогии возникли, лишь когда я абстрагировался и смог уйти от чисто региональных гипотез.

Вспомнилась древняя буддийская ступа Шауканди, возведённая тем знаменитым императором Ашокой над местом, где Будда встретил своих первых учеников - на окраине индийского города Сарнатх, священного для буддистов (там Просветлённый начал проповедь своего Учения, повернул Колесо Закона). Ступа Шауканди в её нынешнем виде представляет собой очень похожий "курган" - но построенный не из сырца, а из крепкого и хорошо обожженного кирпича (в условиях Индии сырец растворится за один влажный сезон).

Курган близ Кегена – ступа? Ответить на этот вопрос смогут только дальнейшие исследования.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента