Центр мира - Мерке

7090 просмотров
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 26 Мая 2024, 10:30

Недальнее путешествие в одно из самых древних поселений на территории Казахстана

Как женщины-путешественницы меняют мир

Два дня провела в Мерке. Не одна, конечно, а в компании алматинских путешественников. Знакомились с самим селом и его живописными окрестностями. Завалили соцсети фотографиями роскошной меркенской природы и достопримечательностей тюркского и сакского периода, современными видами.

А нас в ответ завалили вопросами. Точнее, вопрос был один: а зачем мы туда поехали? Мы отвечали - а зачем люди путешествуют? Люди едут за впечатлениями. И мы их в Мерке получили сполна.

Из Алматы выехали в 6 утра. Наш водитель Александр (он, кстати, родом из Мерке, вот такое совпадение) поначалу смотрел на нас как на чудаков – мол, ну что там смотреть? К концу поездки он свое мнение изменил. И о нас, и о своем родном селе. Не знал, что столько всего интересного на его родной земле сохранилось.

Впрочем, и мы бы не знали, если б приехали просто так.

Но мы приехали целенаправленно. Идея была не моя, сразу признаюсь. Она пришла от одного нашего путешественника, постоянного спутника в разных интересных направлениях по Казахстану. Его отец был родом из Мерке, а он сам там никогда и не бывал. Я с радостью поддержала эту идею, было на то и личное, но основной причиной был таки интерес к истории региона.

Долго искала гида в Мерке. Как выяснилось, там никаких гидов нет, только проводники, и то в лучшем случае. И даже наши алматинские археологи, с которыми мы давно дружим и сотрудничаем, тех мест не знают. Но посоветовали знающего человека – а им оказался уже знакомый нам по путешествиям в Тараз археолог Искандербек ТОРБЕКОВ. И он на два дня приехал из Тараза в Мерке, а мы на два дня примчались из Алматы в Мерке. И встретились.

И сразу отправились на меркенское городище. Во-первых, собирался дождь, а нам надо было успеть многое осмотреть. А во-вторых, четыре часа красивейшей, очень живописной, яркой дороги - цветет все, маки, лен, ромашки, хоть и были прекрасны, но слегка утомили, очень хотелось просто пройтись.

Читайте также
Лепсы: маленькие истории бывшего большого города

Городище Мерке – сейчас это просто холм рядом с местным базаром. И мы на этот холм вскарабкались. Вид оттуда открывается отличный на современное село и так себе на древнее городище – его остатки сейчас больше напоминают заросшую травой помойку, чем археологический объект. Без объяснений археолога мы б вряд ли б что-то тут разобрали.

Но Искандер уверенно показал нам и остатки цитадели, и остатки шахристана, и остатки башен по углам цитадели. А стена, отделяющая шахристан от цитадели, уже совсем расползлась, сейчас это просто оплывший земляной вал. Археологические раскопки здесь велись, хоть и давно, и они выявили три культурных слоя 7-12 века. Раскопки подтвердили предположения современных археологов и характеристику средневековых арабских географов: "Мирки – город средней формы, укрепленный, имеющий цитадель".

А в 13 веке город Мирки был разрушен монголами. И возродился уже в 19 веке как пограничный пункт кокандцев. Сейчас здесь районный центр. Что удивительно – он сохранил свое средневековое название почти без изменений: Мирки – Мерке… Мирки в переводе с фарси - "центр". И когда-то это действительно был центр – центр торговли.  А старый город почти не сохранился, его застроили, перекопали. Но даже в таком сильно урезанном виде он интересен. Только надо оградить памятник, очистить от мусора, защитить от влияния развивающейся инфраструктуры, провести консервацию, музеефицировать. И использовать в качестве туристического объекта.

После исторических историй про прошлое Мерке очень хотелось побродить по городищу, тем более, что под ногами то и дело встречались осколки средневековой керамики. А это как поиск грибов – затягивает. Но не судьба - полил дождь.

И мы отправились в местный краеведческий музей. Я люблю музеи, особенно в маленьких городах и селах. Уверена, что историко-краеведческий музей - это лучший вариант первого знакомства с местом, куда приезжаешь. Разглядывая экспозицию, можно узнать основные вехи развития региона, а уже потом решить – углубляться ли в историю или отправляться знакомиться с современностью. Или вообще выбрать природные достопримечательности.

А в Мерке нам сразу же повезло, мы попали на праздник –  Международный день музеев. И если в Алматы в этот день всегда столпотворения и в музейных залах не протолкнуться, то в Меркенском мы были единственными посетителями. Немного подождали экскурсовода – журналист с местного телевидения брал у нее интервью. Как раз про День музеев и популяризацию истории края. Кстати, нами, посетителями, журналист вообще не заинтересовался. Стало даже немного обидно – вот они мы, наглядные доказательства благоприятного действия популяризации истории в самом ярком проявлении: приехали издалека и сразу в музей!

Кладбищенские тайны города Семея

А тем временем музей оказался хорош. Много интересных экспонатов, демонстрирующих бурную меркенскую жизнь от раннего средневековья до наших дней. И экскурсовод у нас была совершенно замечательная - рассказывающая очень живо и с азартом. Никакой заученной формальности в речах, все энергично и интересно.

Сам музей создали на общественных началах в 1983 году, а через год получил статус  государственного.

Почти 14 тысяч экспонатов. Этнография, археология, история средних веков, советских лет,  современность. Казалось бы, все, как и везде. Но нет, не как везде, а уникальное, меркенское.

Впечатлила карта исторических объектов района – ее сотрудники музея составляли вместе со специалистами института археологии им. Маргулана. Очень полезная карта. Для нас ее объекты и стали точками маршрута, надо сказать. А о самом музее расскажу потом отдельно, он стоит того.

Пока мы разглядывали музейные ценности, дождь стих. Мы пообедали и отправились за пределы села, на городище Аспара.

По дороге увидели несколько памятников – Кенесары и Сыпатай батыру. И если про Кенесары мы все знали (кто меньше, кто больше), то про Сыпытай батыра все услышали впервые. Очень яркая и очень неоднозначная была личность. Если коротко – он боролся с кокандацами, он предал Кенесары… А сейчас батыры, враждовавшие когда-то, стоят почти рядом, всего в километре друг от друга…

Читайте также
Путешествие в Тараз: вопросы без ответов

Меня ж больше поразил другой памятник – памятник Матери, "Кара Кемпир". Стоит он на пригорке рядом с селом Кызылсай. "Кара Кемпир" - это, скорее, собирательный образ. И посвящен он памяти несчастных матерей, которые не дождались своих сыновей с войны. Но у этого памятника есть прототип – местная жительница Кали апа, которая проводила на фронт двух своих сыновей Женсенкула и Косшыгула. А когда получила скорбные новости о их смерти, лишилась рассудка. Убитая горем, она перестала мыться, расчесываться, отрешилась от домашних дел и забот, и целыми днями стояла у дороги, ждала своих сыновей…

Односельчане прозвали ее Кара Кемпир, очень жалели и по очереди ухаживали за ней. Она умерла в 70-х годах прошлого века и до недавнего времени даже был цел небольшой дом, где она жила. Местные жители считали, что дом надо отремонтировать и сделать там музей воинской славы района. Что сейчас с этим домом и будет ли там музей, я не знаю…

Памятник поставили в 90-х, и место для него выбрали очень хорошее – на пригорке, пруд красивый рядом, лягушки квакают. Жаль, тропинка к памятнику уже заросла...

А еще по дороге то и дело останавливались у местных остановок. У нас в Алматы таких остановок уже нет, их заменили новыми, считается, что стильными и современными, а по сути не очень удобными и совсем некрасивыми.

В меркенском районе почти на каждом километре стоят бетонные посланцы из 70-х. Надежно защищают от ветра и солнца, сохранились отлично, и несмотря на преклонный возраст, выглядят солидно, украшены скульптурными барельефами. Правда, не везде сохранились скамейки, но их-то поставить несложно. Мы выбегали то и дело из машины их фотографировать, громко восторгаясь эстетикой ушедших лет, а местные жители смотрели на нас как на пришельцев из космоса.

Узнав, откуда мы, удивлялись еще больше. Видимо, мы первая организованная группа туристов, которая прибыла сюда специально за историей и историями региона.

А средневековое (9 -15 век!) городище Аспара встретило нас величественным холмом, который  виден издалека – высота цитадели 20 метров. Мы поднялись на стену крепости по хорошо протоптанной в траве тропинке и прошли по всему периметру городища. Вид отсюда открывается восхитительный – Кыргызский хребет, цветущая степь, красота! А еще отсюда хорошо видны очертания крепости, вал, глубокие рвы – метров до 10…

Средневековым географам Аспара была хорошо знакома, ее много раз упоминали в своих рукописях китайцы и арабы как город на Великом Шелковом пути. Писали в том числе и о том, что в 14 веке внук Амира Тимура Мухаммед СУЛТАН построил здесь неприступную крепость, где находилось огромное войско - 10 000 человек. Позже за эти земли боролись Улугбек и Абу САИД, правнук Тимура, последний султан объединенного тимуридского государства.

Крепость неоднократно исследовалась археологами: Семиреченской археологической экспедицией в 1938 году под руководством А. Н. БЕРНШТАМА, в 1964 году – под руководством  Л.Б. ЕРЗАКОВИЧА, исследовали городище и современные археологи К.БАЙПАКОВ, А.НУРЖАНОВ, Д.ВОЯКИН.

Реальные радости призрачного посёлка

Размеры крепости и сейчас впечатляют. Я позже нашла в интернете фото Аспары сверху. А Искандер рассказал про археологические исследования и их результаты: "Длина разрушенных стен на севере — 245 м, востоке — 300 м, юге — 196 м и на западе — 150 м. Размеры цитадели 190×160 м, высота 15 м. Основная часть города существовала в V—XII веках, а северо-восточная часть построена в XIV—XV веках".

При раскопках было обнаружено много интересного. Каменное изваяние: "высота камня около 1 м, верхний край обработан в технике глубокого рельефа; изображение мужского лица носит ярко выраженные монголоидные  черты, ниже головы слабо просматриваются соединенные у пояса руки...

Выявлен участок немощеного прохода у крепостной стены, найдено множество хозяйственных ям различных размеров и назначения, фрагменты поливной керамики караханидского времени, бронзовая налобная бляха от конской уздечки и медная монета с квадратным отверстием".

Вот так.

Мы встретили закат на Аспаре и поехали "заселяться в номера". С гостиницей нам не очень повезло. И тому множество причин, главная из которых – отсутствие информации. Искать меркенские отели онлайн сложно – они не представлены на известных мне платформах, а те, что представлены – это санатории с лечением и там нет мест еще с зимы.

Читайте также
Путешествие в Туркестан: мечты должны сбываться

Да и как правило, туда люди едут на неделю или две – лечиться. Таких как мы – на одну ночь – там не берут. Или берут, но я об этом не знаю. Так что мы устроились в небольшом придорожном отеле, который нам порекомендовал наш водитель. Отель очень простой, но чистый, и при нем есть кафе, что обрадовало.

Из минусов, и больших - в номерах гости явно курят, игнорируя запрещающие надписи на табличках.

После ужина немного прогулялись по Мерке. Тротуаров там почти нет, что совершенно не мешает местной светской жизни. Кафе и рестораны работают, люди в них беспрерывно тусуются. И это не только заведения, нацеленные на свадьбы-юбилеи-крестины, нет.

Есть ночные заведения с алкоголем и возможно, танцами до утра – музыка из окон просто ревела. Но мы проверять не стали, покормили местных собачек местной колбасой, которую приобрели в местных магазинах. А они, магазины, тут почти все круглосуточные, что удивило даже нас, разбалованных сервисом алматинцев. А еще тут круглосуточные СТО. То есть, в Мерке жизнь бурлит. Неожиданно.

Хотя… Все логично, если подумать. Сквозь Мерке проходит трасса республиканского значения и все эти объекты малого бизнеса – магазины, СТО, ресторанчики - востребованы.

Последний приют

Второй день нашего меркенского путешествия начался с церкви. А точнее, мы отправились в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 19 век, памятник истории. Считается, что этот "храм в Мерке – единственный и в своём роде уникальный сохранившийся и действующий до нашего времени свидетель истории Аулие-Атинского периода". Так оно и есть, но с одной поправкой - храм недействующий. Я была там четыре года назад, он тогда был в ремонте и сейчас (видимо) ремонт продолжается. Или не продолжается.

Из изменений за четыре года, мню замеченных - это замена входной двери.  Что удивило: менять что-то на памятнике истории можно только на аутентичное времени. А тут – явный новодел, совершенно не соответствующий эпохе возведения здания.

Видимо, у малочисленного прихода просто не хватает средств на полноценную реставрацию, а местные власти самоустранились от решения проблемы сохранения исторического объекта. Грустно…

Проникнуть в храм не удалось, церковь на замке. Мы через забор полюбовались на старую кирпичную кладку, обняли старые карагачи, которые давным-давно были посажены у дороги. Карагачам, между прочим,  больше ста лет - на одном пеньке сосчитали кольца, их оказалось 103...

А потом поехали в Меркенское ущелье. Невероятная, завораживающая красота, ароматы трав, цветов!..

Про Шымкент. Но не про еду

И еще толпы людей с "красивыми цветочками", только сорванными, там их вообще видимо-не видимо, больше чем цветочков. Большинство дети, но рвут-то они с попустительства родителей, аргумент которых "это ж дети, как им объяснить!" - лично мне не очень понятен.  Есть же родители, которые как-то исхитряются и объясняют, что нельзя рвать растения в дикой природе. Так что думаю, что объяснить не могут как раз те родители, что и сами из вредителей.

Сделали замечание одной великовозрастной барышне с охапкой дикорастущих растений в руках, получили в ответ ухмылку.

Пригрозили фото- и видеофиксацией с последующими штрафами, барышня умчалась, не оглядываясь. А букет выбросила за поворотом. И таких букетов там полно - сорвали, поиграли, бросили.

Зато совершенно нет стендов с описанием самих краснокнижных растений и размерами штрафов за их порчу. Думаю, только огромные штрафы тут могут помочь. И инспекторы тоже оказались бы кстати. Но они за шлагбаумом, который в пяти метрах от тропинки.

А еще там полно мусора. И деревьев в повязанных тряпочках. Некоторые ветки уже высохли от таких "украшений". Только не надо мне про традиции. Для традиций можно рядом поставить специально сделанный столб с искусственными веточками. И веревочки красивенькие продавать тут же. Вот заодно и получится арт-объект, красиво и практично. Дарю идею акиматам. А то обидно за реликтовый согдийский ясень, ветки которого небрежно "украшены" несвежими  кусочками  разорванных портянок, пластиковых пакетов и старых носовых платков.

Но не буду о грустном. Буду о хорошем. А из хорошего, даже замечательного – сохранившийся в верховьях ущелья старый рудник, пещера.

Что тут добывали, пока толком неизвестно. Возможно, железную руду, возможно, золото. Никто ж особо не изучал этот объект, а тут нужны совместные усилия и археологов, и геологов... Известно только примерное время работы рудника - 7-13-й век.

Пещера длинная, с разветвленной системой ходов. Наш гид Искандер сказал, что в ущелье есть и другие пещеры, и вообще тут в регионе рай для спелеологов. Но мы не спелеологи, нам часовой прогулки по этой вполне хватило. Все-таки жутковато бродить по каменному подземелью, со стен и потолка которого капает вода, а под ногами бутылки (ох-ох…) Хорошо, у нас были с собой фонарики - мы ж готовились к прогулке!

А последней точкой нашего меркенского путешествия был Меркенский заповедник петроглифов. На него с разных сторон наступает "цивилизация", и это очень грустно.

Ох, опять грустно, никак без этого почему-то.

Граница заповедника сдвигается застройщиками, и видимо делается это самовольно. Или с разрешения властей, я точно не знаю. Но своими глазами мы там видели собранные в кучу с части заповедника камни, и фундаменты неких строений чуть ли не в центре каменного пространства тоже видели, и дорогу, пробитую через площадку заповедника.  Надеюсь, это уже все остановили и дальше варварство уже не пойдет.

Побродили по заповеднику, нашли несколько петроглифов. Когда-то рядом с каждой значимой группой стояли металлические указатели, сейчас остался только один - под номером 13. Видимо, те, кто растащил металлические указатели на свои бытовые нужды, суеверны. Побоялись репутации цифры 13.

Но уверена, кара их таки настигнет. Наверное, они не знают, что в деле разворовывания культурного наследия все цифры выступают проклятием для воров и варваров. Я была в шоке от увиденного, я тут первый раз. А археологи и активисты давно уже бьют тревогу - заповедник может исчезнуть, и исчезает, увы...

Но мы порадовались, что цел самый яркий петроглиф этого заповедника, руническая надпись тюркского периода из пяти знаков.  "Моя смерть - горе", так расшифровали ее археологи...

Загадочные шары Мангистау

Возвращались в Алматы счастливыми. И с пониманием, что в Мерке поедем еще. Не хватило времени на многое – неожиданно на повороте на трассу увидели … самолет! Что он тут делает, откуда взялся – о, это ж так интересно!

А еще не успели найти захоронения польских солдат армии генерала АНДЕРСА, не успели прогуляться по санаториям Мерке, не доехали до городища Кулан...

И еще обязательно побываем в тюркском святилище, расположенном недалеко от Мерке, но в труднодоступном месте. Говорят, оно сохранилось в хорошем состоянии и позволяет проследить развития культуры тюркских кочевников на протяжении почти целого тысячелетия.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:

Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.

?> ?>
Жизнерадостный пессимист
Кто-то сомневался, что рассмотрение петиции по утильсбору закончится провокацией?
Пролетариат – оружие олигарха
Как можно использовать ЭЦП в политической борьбе
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Новый шеф "КазМунайГаза" обернулся на Азию и Африку
История дружбы нефтегазовой отрасли Казахстан с инвесторами
Как предательство стало возможным
Послесловие к сериалу Марии Певчих "Предатели"
Европейский шлагбаум для китайских электромобилей
Евросоюз вслед за США решил ввести на импортируемые из Китая электромобили (EV) заградительные таможенные тарифы в размере от 17,4% до 38,1%
Кто кого кормил-одевал: какое место занимал Казахстан в составе СССР
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
На родине Кастеева
Как мы туда добирались и что там увидели
Скаков vs Ашимбетов: зачем в чужой земле зарывать по 1,5 млрд тенге
Традиция прокладывать сети стоимостью в миллиарды тенге, которые вряд ли будут использоваться, сложилась в Павлодарской области
Как "дочка" Qazaq Stroy предложила ТОО "ПКС" скидку в 7 тенге 14 тиын с каждой квартиры
В Алматы подвели итоги конкурса на покупку 140 двух- и трёхкомнатных квартир на 3,45 млрд тенге
Алтай может погрязнуть в мусоре
Власти призывают жителей набраться терпения и производить поменьше отходов
Актюбинка продавала машину и стала жертвой убийства
Перед смертью жертва звонила в ЧС и просила помощи
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.