В России заговорили о национализации КТК

9375 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 04 Мая 2022, 09:00

Правительство Казахстана активизирует работы по диверсификации экспортных нефтяных потоков

23 апреля, ровно через месяц после аварии, завершился ремонт выносного причального устройства ВПУ-3 на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске. Это позволило возобновить экспорт нефти по КТК с двух ВПУ, как прежде, и Казахстан вернулся к суточной добыче в 255 тысяч тонн нефти. Во время простоя ВПУ-3 добыча в стране снизилась в среднем на 14%.

Читайте также
Алекперов ушёл. "ЛУКОЙЛ" остаётся?

Официальной причиной аварии был назван аномальный шторм на Чёрном море. Климатические изменения, сотрясающие планету, не дают гарантии, что подобный или еще более сильный шторм не повторится в будущем. Причем это может быть шторм не только природного происхождения, но и геополитический. Не нужно забывать, что две трети трубы и морской терминал, через который экспортируется около 80% всей добытой в Казахстане нефти, находятся на территории Российской Федерации. А основными грузоотправителями являются компании из стран, официально включенных Россией в список "недружественных"– в первую  очередь, речь идет об американских "Шеврон" и "ЭксонМобил", итальянской "Эни" и британско-голландском концерне "Шелл", которые являются акционерами трех крупнейших нефтегазовых проектов Казахстана: Тенгизского, Кашагана и Карачаганака.

В конце апреля в российском информационном поле появились обвинения в том, что через терминал в Новороссийске нефть поставляется на завод "КазМунайГаза" в Румынии, а произведенные там нефтепродукты опять-таки морем вывозятся в Украину, где идут боевые действия. "Новороссийский нефтяной порт и морской терминал КТК являются важнейшим пунктом перевалки для Лукойла, который по этому маршруту экспортирует нефть (около 5 млн тонн в год) и нефтепродукты для сети своих АЗС в Восточной Европе, в том числе в Румынию и Молдавию. Это позволяет негласно направлять часть поставок на Украину", – пишет близкий к Кремлю "первый политический" (как он себя позиционирует) телеграм-канал "Незыгарь".

Читайте также
43 млн долларов ежесуточно теряет Казахстан из-за аварии на КТК

По мнению источников канала, "с этими обстоятельствами могут быть связаны встречи ПУТИНА с ТОКАЕВЫМ, главой Транснефти, и полуторачасовая беседа с АЛЕКПЕРОВЫМ, президентом ПАО Лукойл, после которой последний заявил о своей скоропостижной отставке".

Как известно, телеграм-каналы на постсоветском пространстве, и в особенности в России, превратились в канал коммуникаций, через который официальные власти или отдельные внутриэлитные группировки сливают ту или иную информацию или идеи, реакцию общества на которые необходимо прозондировать.

Вот и в этом случае "Незыгарь" упрекает власти Казахстана в том, что они способствуют ликвидации дефицита горючего в Вооруженных силах Украины, и приходит к выводу, что для блага России было бы лучше национализировать нефтепровод, принадлежащий в том числе Казахстану и альянсу транснациональных корпораций: "Эта ситуация актуализирует необходимость в соответствии с последними решениями российской власти национализировать КТК и рассмотреть возможности блокирования нефтяного казахстанского экспорта".

Как известно, с 8 апреля на рассмотрении в российской госдуме находится законопроект, предусматривающий возможность национализации находящихся на территории РФ активов государств, компаний и физических лиц из "недружественных стран" без возмещения их стоимости. В утвержденный в начале марта правительством России список недружественных стран входят 48 государств, в том числе все члены Европейского союза, Великобритания, США, Канада, Швейцария, Япония и другие.

Читайте также
Как Рахат Алиев проложил дорогу казахской нефти в Австрию

В этих условиях правительство Казахстана активизирует работы по диверсификации экспортных нефтяных потоков, о необходимости которой уже писал Ratel.kz.

Спецпредставитель президента Казахстана по международному сотрудничеству Ержан КАЗЫХАНОВ на недавней встрече в Тбилиси с вице-премьером Грузии Ираклием ГАРИБАШВИЛИ и министром экономики Леваном ДАВИТАШВИЛИ обсуждал поставки казахстанской нефти на мировые рынки через Кавказ. "Казахстанская сторона выразила заинтересованность в увеличении грузооборота по грузинскому коридору. Было отмечено, что уже в 2022 году Казахстан планирует транспортировать по грузинскому коридору от 2 до 3 миллионов тонн нефти, в ближайшие годы планируется дальнейшее увеличение этого показателя", – говорится в размещенном на сайте министерства экономики Грузии итоговом коммюнике по итогам переговоров. Грузинские министры отметили, что транспортная инфраструктура страны готова к перевозке грузов из Казахстана и в целом из Центральной Азии.

По мнению аналитиков казахстанского телеграм-канала EnergyAnalytics, в настоящее время максимальный объем экспорта нефти, который может быть перенаправлен из трубопровода КТК мощностью в 67 млн тонн, составляет 16 млн тонн. При этом 5-6 миллионов из этих 16 приходится на трубопровод "Атырау-Самара", который тоже проходит через территорию России. Оставшиеся 11 млн тонн могут быть разделены между трубопроводом "Казахстан-Китай" и портом Актау в случае повторения срыва поставок через КТК, как это произошло в марте-апреле. Для увеличения пропускной способности этих маршрутов необходимы значительные инвестиции из бюджета или Национального фонда.

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента