Готовы ли алматинцы платить за чистый воздух

4246 просмотров
0
Ратель
Пятница, 22 Мая 2020, 16:20

Почти все варианты модернизации Алматинской ТЭЦ-2 приведут к увеличению тарифа на тепло и электроэнергию

Ratel.kz уже рассказывал о завершении первого этапа разработки технико-экономического обоснования модернизации Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду. АО "Институт "КазНИПИЭнергопром" выложило в соцсети слайды с общими показателями, которые помогают понять суть предложенных четырёх вариантов. Подробные расчёты уместились на более чем 400 страницах и доступны узкому кругу лиц, так как имеют конфиденциальный характер. Но даже основных показателей достаточно, чтобы обычный алматинец принял участие в обсуждении предложенных вариантов модернизации станции.

Читайте также
Четыре варианта модернизации Алматинской ТЭЦ-2

Все варианты очень затратные – от 98,4 до 314,9 млрд тенге, долговременные – от 4 до 7 лет, но при этом обеспечивают снижение выбросов вредных веществ в атмосферу Алматы. Финансирование проекта планируется полностью осуществлять за счёт средств республиканского бюджета.

Но есть и другой немаловажный момент, который заслуживает особого внимания – тарифы на коммунальные услуги, которые будут действовать после завершения модернизации.

Конечный тариф на электроэнергию для потребителей ТЭЦ-2 на момент осуществления экономического расчёта вариантов в 2019 году составлял 17,1 тенге/кВт*ч при тарифе АО "АлЭС" в 8,7 тенге/кВт*ч. Использование всех четырёх вариантов модернизации станции повлечёт за собой рост тарифа.

Максимальный рост при использовании варианта 1 составит 18,8 тенге/кВт*ч, то есть на 1,7 тенге, минимальный – 17,5 тенге/кВт*ч или на 0,4 тенге при варианте 3.

На первый взгляд, весьма несущественный рост. Но в разрезе сроков модернизации и цен на энергоносители показатели могут заметно увеличиться.

По расчётам тарифа на теплоэнергию ситуация немного приятнее. При существующем тарифе на момент 2019 года в 5243 тенге/Гкал, варианты 2 и 3 дают незначительное снижение тарифа.

При варианте 2 снижение может составить 31 тенге/Гкал, а при варианте 4 – 13 тенге/Гкал. При этом самые экологичные варианты модернизации ТЭЦ-2 с переводом на природный газ дают самый максимальный прирост тарифа – почти 504 тенге/Гкал.

Так что жителям Алматы придётся делать сложный выбор – дышать чистым воздухом и платить за коммунальные услуги больше, либо регулярно возмущаться в социальных сетях смогу над родным городом и жутким показателям загрязнения, которые публикуются экоактивистами.

И, опять же, длительные сроки модернизации таят очень много подводных камней, которые могут привести к резкому удорожанию любого варианта и, соответственно, прогнозов по тарифу в сторону увеличения.

Читайте также
Социальное жилье или долговая яма?

Сам Институт "КазНИПИЭнергопром" обозначил наиболее выгодные варианты модернизации ТЭЦ-2 по основным направлениям следующим образом.

По экологическим показателям: минимальные годовые выбросы при реализации вариантов 1 и 4 – не более 6,7 тыс. тонн в год. То есть сокращение вдвое вклада ТЭЦ-2 в общегородские выбросы на существующем уровне.

По стоимости строительства: наименьшая стоимость строительства у варианта 1 – 98,4 млрд тенге без учета строительства двух внешних газопроводов.

По обеспечению надежности функционирования: при реализации варианта 2 надежность работы ТЭЦ-2 выше, т.к. менее подвержена рискам выхода из строя основного оборудования при сейсмическом воздействии.

По обеспечению ресурсами: варианты 2 и 3 менее подвержены перебоям с поставками топлива, так как на угольном складе по нормативам хранится не менее 20-дневного запаса топлива. А при газовых вариантах 1 и 4 возможно возникновение аварийных ситуаций на инфраструктурных объектах внешнего газоснабжения, что приведёт к остановке основного оборудования ТЭЦ-2.

Читайте также
Последнее прибежище патриота

По влиянию на тариф АлЭС: минимальные тарифы при реализации варианта 2 – тепло 3120 тг/Гкал, электричество – 9,34 тг/кВт*ч.

При этом при выборе угольных вариантов модернизации ТЭЦ-2 с учётом длительных сроков реализации необходимо уже в 2021 году начать работы по строительству нового золоотвала с завершением в 2024 году.

Какой окончательный вариант модернизации ТЭЦ-2 будет принят после обсуждения с общественностью и государственными органами, пока сложно предположить. К тому же существует вероятность, что все четыре варианта окажутся экономически нецелесообразными. Почему?

Ratel.kz постарается рассказать об этом в следующей публикации.

Фото: Павел Александров.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента