Российская компания сорвала наш энергопроект на 169 млрд тенге

5569 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Понедельник, 08 Апр 2024, 09:00

Восстановление энергоблока №1 Экибастузской ГРЭС-1 стоимостью 169,2 млрд тенге без НДС снова сдвинули

На совещании в правительстве, прошедшем на минувшей неделе, министр энергетики Алмасадам САТКАЛИЕВ в своем докладе сообщил, что запуск первого энергоблока Экибастузской ГРЭС-1 мощностью 500 МВт, который обещали в декабре прошлого года, а затем в апреле этого, теперь обещают в ноябре.

Читайте также
Маниловские планы и реальные способности властей на примере Экибастуза

Напомним, после того, как 21 сентября 2021 года министр национальной экономики Асет ИРГАЛИЕВ на заседании правительства сообщил, что на развитие Экибастуза выделяется 933 миллиарда тенге, мы предложили поспорить с кем-нибудь из кабмина, что комплексный план социально-экономического развития города на 2021-2025 годы из 114 мероприятий будет обязательно провален. В него входило и строительство энергоблока №3 на Экибастузской ГРЭС-2, и восстановление энергоблока №1 на ГРЭС-1.

25 января прошлого года глава АО "Самрук-Энерго" Серик ТЮТЕБАЕВ сообщил, что строительно-монтажные работы по восстановлению и вводу в эксплуатацию энергоблока №1 на ГРЭС-1 с установкой новых электрофильтров завершится до декабря 2023 года. А строительство третьего энергоблока на Экибастузской ГРЭС-2 закончится до 2026 года.

Затем на многих совещаниях чиновники разных уровней уверяли нас, что энергоблок №1 на ГРЭС-1 непременно будет восстановлен до конца 2023 года. 5 марта этого года прошло расширенное заседание коллегии Министерства энергетики по итогам работы ведомства за 2023 год и о планах на 2024 год. После заседания состоялся брифинг с участием министра энергетики Алмасадама Саткалиева и представителей нацкомпаний. Председатель правления АО "Самрук-Энерго" Кайрат МАКСУТОВ тогда на вопрос Ratel.kz - почему не домодернизирован первый энергоблок - ответил, что причина в срыве срока поставок оборудования из российского завода-изготовителя.

Читайте также
В нацкомпании ответили на вопросы Ratel.kz о том, где наши обещанные энергоблоки

– Этот срок сейчас перенесен, мы планируем, что в конце апреля - начале мая энергоблок будет введен в эксплуатацию, – сказал Кайрат Максутов. – То есть сейчас готовность к отгрузке уже есть, наши специалисты находятся на заводе, там уже оборудование проходит необходимое испытание. После этого оно будет готово к отгрузке, ну и потом должен быть осуществлен монтаж в течение 30 дней.

Прошел месяц, и срок, вместо того чтобы приблизиться, отдалился. Получилось как у Льюиса КЭРРОЛЛА: "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!".

- Энергоблок точно к ноябрю будет восстановлен? спросила я у министра Саткалиева в кулуарах правительства.

- Там речь идет о поставке турбопитательных насосов, - ответил он. - Как только будут поставлены, данный блок будет введен в эксплуатацию, - пообещал министр. - Как вы знаете, в прошлом году он уже был введен, то есть уже он отработал необходимый объем часов, но работал на мазуте. Для того, чтобы его запустить на угле, необходима установка данного оборудования. Там два насоса. Поставка одного ожидается в ближайшее время, то есть весной текущего года, то есть где-то с мощностью на 400 МВт, блок начнет работать уже летом текущего года, и на полную мощность он выйдет после поставки второго насоса, ожидаемо в ноябре.

- Назовите уже российскую фирму, которая сорвала сроки поставки.

Читайте также
Рискнет ли министр энергетики назвать родного человечка на экибастузских ГРЭС

- Этот вопрос вам нужно задать компании "Самрук-Энерго", они непосредственно отвечают за коммерческую часть реализации данного проекта, - не раскрыл тайну министр.

Работы по восстановлению этого несчастного первого энергоблока идут с 2012 года. Раньше причиной их срыва называлось то, что оборудование должно было прийти из Украины, но его решили заменить на российское. Заметим, первый энергоблок был выведен из эксплуатации еще в 1996 году, когда ГРЭС-1 за смешные деньги продали американской компании AES. В 2008 году AES продала ЭГРЭС-1 компании "Казахмыс" за 1,26 миллиарда долларов. Сумма продажи была значительно выше, чем та, за которую в своё время AES приобрела ее у государства. В 2010 году компания "Казахмыс" продала 50-процентную долю фонду национального благосостояния "Самрук-Казына" за 681 миллион долларов.

Впоследствии ФНБ "Самрук-Казына" передал долю в ЭГРЭС-1 своей дочерней компании АО "Самрук-Энерго". В 2014 году "Казахмыс" продал свою остальную 50% долю компании АО "Самрук-Энерго" за 1,25 миллиарда долларов. Таким образом, с 2014 года 100% долей ТОО "Экибастузская ГРЭС-1" владеет АО "Самрук-Энерго".

А тем временем мы покупаем недостающую электроэнергию в России по двойному ценнику.

Фото: samruk-energy.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM! 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента