Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии. Часть 3

3497 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Вторник, 13 Июн 2023, 11:00

Во сколько обходится ремонт танков и боевых самолётов, произведённых в СССР

Ratel.kz уже рассказывал о том, как исполнители государственного оборонного заказа по обслуживанию военных транспортных самолётов С-295М, поставке КВ-радиостанций и российских беспилотников "Орлан-10Е" вынуждены были в суде доказывать, что срыв исполнения договоров произошёл по причине санкций и ограничений, введённых после начала военного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года. Как оказалось, проблема поддержания в боевом состоянии казахстанской армии из-за нестабильной политической обстановки в мире намного глубже. И главная причина - большинство вооружения произведено ещё в СССР, а потому обслуживание боевых машин становится проблематично.

Броня крепка, но танков очень мало

Читайте также
Из-за ковида и войны в Украине у минобороны Казахстана возникли сложности с обслуживанием самолётов С-295М

10 апреля 2020 года между АО "Семей инжиниринг" и РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии иинфраструктурного развития Республики Казахстан" был заключен договор о выполнении работ по капитальному ремонту 20 единиц танков Т-72. Сумма оборонного заказа составила более 8,25 млрд тенге. Согласно договору, АО "Семей инжиниринг" обязался произвести капитальный ремонт 20 произведённых ещё в СССР танков Т-72 до 30 ноября 2022 года. И хотя в целом свои обязательства компания выполнила, сделать это в обозначенные договором сроки не удалось. В результате стороны обменялись исками и решали спор в суде.

АО "Семей инжиниринг" указало, что "обязательства по условиям договора в отношении 19 единиц Т-72 исполнены в сроки, а в отношении одной единицы Т-72 исполнено 3 апреля 2023 года в связи с форс-мажорными обстоятельствами, что подтверждается свидетельством". И просило обязать РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" принять оказанные услуги по договору по двадцатому отремонтированному Т-72 с выдачей подтверждающих документов.

Во встречном иске РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" указало, что АО "Семей инжиниринг" исполнило свои обязательства по капитальному ремонту четырёх единиц Т-72 лишь 10 декабря 2022 года, тем самым нарушило сроки, установленные договором, на 10 дней. Кроме того, не исполнило свое обязательство по ремонту одной единицы Т-72. Потому Комитет государственного оборонного заказа попросил суд взыскать с АО "Семей инжиниринг" неустойку в размере 2,85 млн тенге в доход государства за неисполнение своего обязательства по капитальному ремонту одной единицы Т-72 и 16,5 млн тенге за несвоевременное исполнение своих обязательств по капитальному ремонту четырёх танков.

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии

"Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является свидетельство о наступлении обстоятельства непреодолимой силы торговой палаты ВКО от 25 августа 2022 года. Из указанного свидетельства следует, что поставка запасных частей задерживается в связи с постановлением правительства РФ №312 от 9 марта 2022 года "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы РФ", проведения специальной военной операции РФ в Украине, установления в России до 31 декабря 2022 года разрешительного порядка вывоза за пределы РФ на территорию государств членов Евразийского экономического союза.

Исходя из вышеизложенного суд считает, что довод АО "Семей инжиниринг" о том, что несвоевременность поставки части комплектующего товара была вызвана форс-мажорным обстоятельством, является обоснованным, недостающие запасные части не были своевременно доставлены по уважительной, не зависящей от поставщика причине", - указано в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 8 июня 2023 года.

Этим же решением суд обязал РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития РК" принять оказанные услуги по договору с выдачей подтверждающих документов подлежащими удовлетворению. А вот во встречном иске Комитету государственного оборонного заказа полностью отказал, "учитывая, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы".

Читайте также
Как вторжение России в Украину повлияло на обороноспособность казахстанской армии. Часть 2

Решение пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано. Хотя в нынешней ситуации попытка взыскать с компании неустойку скорее нанесёт больший вред обороноспособности Казахстана, чем пополнит бюджет. Просто вдумайтесь в цифры: за два года капитально отремонтировано силами собственных промышленников лишь 20 танков Т-72. Да и то с задержками, так как поставка части комплектующих возможна только из России. Причём ремонт каждого обошёлся почти в миллион долларов.

Помню, как в 90-х любили постоянно напоминать нам, курсантам, преподаватели военной кафедры – танк в условиях боя живёт не дольше пяти минут. В условиях современного боя и новых эффективных средств поражения танков этот промежуток времени ещё больше сокращается. Грубо говоря, 20 отремонтированных Т-72 едва ли хватит на час интенсивного боестолкновения. Война в Украине это очень чётко показала.

Ну, и для сравнения: 8,25 млрд тенге на капремонт 20 танков – это примерно шесть-семь многоэтажных домов для очередников, 3-4 типовые средние по вместимости школы или одна детская больница.

Почему срываются учебно-тренировочные полеты на Су-27БМ1

25 ноября 2020 в рамках государственного оборонного заказа между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" заключен договор на оказание услуги по регламентированному ремонту самолетов двух Су-27БМ1, принадлежащих министерству обороны Республики Казахстан. Общая стоимость работ по договору составила 1,35 млрд тенге.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-1

В соответствии с пунктом 2.5 договора, работы выполняются в три этапа:

  • первый этап – до 10 декабря 2020 года;
  • второй этап – до 15 сентября 2021 года;
  • третий этап – до 30 ноября 2021 года.

Однако 20 декабря 2021 года стороны подписали дополнительное соглашение, в котором были изменены сроки этапов работ:

  • первый этап – до 15 декабря 2021 года;
  • второй этап – до 31 августа 2022 года;
  • третий этап – до 31 августа 2022 года.

Срок действия договора продлили до 31 декабря 2022 года.

Если бы не произошли изменения договорных сроков, то до иска в суд дело может и не дошло бы. Однако после 24 февраля 2022 года всё кардинально поменялось, и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" вынуждено было обратиться в суд с иском к РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан", РГУ "Войсковая часть 30153" министерства обороны Республики Казахстан" о внесении изменений в договор.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-2

"Требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора соответчик (войсковая часть 30153 – С.П.) предоставил лишь схему покраски самолета, а схема покраски съемного оружия и оборудования не была представлена. При этом схему покраски съемного оружия и оборудования после неоднократных напоминаний соответчик предоставил лишь 10 февраля 2023 года. Также, ввиду того, что самолеты были произведены в период СССР на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, ремонт указанных самолетов и отдельных его частей возможен лишь в РБ, так как первоначальная модернизация в 2009 году производилась на ОАО "558 АРЗ" Республика Беларусь. В процессе исполнения контракта возникли чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (форс-мажор). Наступление форс-мажорных обстоятельств продолжительностью 126 календарных дня подтверждается свидетельством о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданным ТОО "Внешнеторговая палата Казахстана". Истец обратился к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение к договору в части увеличения срока выполнения работ по второму и третьему этапам – до 30 июня 2023 года, и срока действия договора - до 31 декабря 2023 года, исходя из сложившейся обстановки в мире, а также учитывая сложившуюся ситуацию по согласованию дополнительных работ. Однако обращение оставлено без ответа", - указано в решении Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 5 июня 2023 года.

Комитет государственного оборонного заказа с иском не согласился, сообщив, что ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" не предоставило вовремя соответствующий подтверждающий документ.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-3

РГУ "Войсковая часть 30153" министерства обороны Республики Казахстан" предоставило в суд возражение, пояснив, что самолеты ему остро необходимы - срываются учебно-тренировочные полеты.

Заслушав пояснения представителей сторон и оценив предоставленные доказательства, суд пришел к выводу: "Наступление форс-мажорных обстоятельств продолжительностью 126 календарных дней подтверждается Свидетельством о наличии обстоятельств непреодолимой силы №06-11/897 от 27 декабря 2022 года, выданным ТОО "Внешнеторговая палата Казахстана" с 9 июня 2022 года по 12 октября 2022 года, день пересечения самолетами государственной границы Республики Казахстан. Таким образом, неисполнение в срок работ в объеме второго и третьего этапа произошло по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы, о чем истец письменно уведомлял ответчика".

В итоге суд вынес решение о частичном удовлетворении иска: "Внести изменения в договор от 25 ноября 2020 года, заключенный между РГУ "Комитет государственного оборонного заказа министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" и ТОО "Казахстанская авиационная индустрия": срок выполнения работ по второму и третьему этапу до 30 июня 2023 года (пункт 2.6.2. договора); срок действия договора – до 30 декабря 2023 года (пункт13.1. договора, пункт 6 Технической спецификации (приложение №1 к договору)".

Решение также не вступило в законную силу. Но очень хочется надеяться, что до конца июня 2023 года самолёты поступят в воинскую часть и наши лётчики смогут продолжить тренировки. Однако в этом случае немного настораживает тот факт, что перемещение двух боевых Су-27БМ1 в 2022 году, уже после начала полномасштабного вторжения России в Украину, могли быть восприняты крайне неоднозначно разведкой других государств. Да и были высоки риски того, что два боевых самолёта стоимостью порядка 30 млн долларов просто не вернутся в Казахстан в силу множества причин.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером