В Комитете госдоходов Минфина РК опасаются притока криминальных денег из ЕАЭС

1187 просмотров
0
Четверг, 21 Мая 2015, 09:24

Отсутствие в Казахстане запрета на наличные расчеты между юридическими лицами при аналогичных мерах в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может привести к притоку криминальных средств в РК из стран ЕАЭС, считает заместитель руководителя управления профилактической работы и контроля комитета государственных доходов (КГД) Министерства финансов Абзал Байманов, передает КазТАГ.

«Для изменения сложившейся ситуации предлагаем законодательно наложить запрет на проведение наличных операций между юридическими лицами и ограничить сумму, разрешенную к снятию с расчетного счета: для физических лиц сумма не должна превышать 3 тыс. МРП, для юрлиц - не более 10 тыс. МРП в месяц. Аналогичные меры уже принимаются странами ЕАЭС и они поэтапно движутся к сокращению наличного оборота. Соответственно, непринятие нами своевременных мер приведет к увеличению потока криминальных средств из стран ЕАЭС в Казахстан. Введение ограничений на взаиморасчеты наличными пресечет возможность легализации доходов, полученных незаконным путем, и не позволит вводить денежные средства в теневой оборот, а также будет способствовать увеличению налоговых поступлений, снижению уровня коррупции, поскольку будет подорвана основа для дачи взятки и хищения бюджетных средств», - сказал А. Байманов на брифинге в среду.

Он отметил, что в настоящее время законодательством предусмотрено снижение допустимой суммы наличных взаиморасчетов между юридическими лицами с 4 тыс. до 1 тыс. МРП.

«Вместе с тем эта мера не является достаточно эффективной, так как в законе не установлено ограничение по суммам обналичивания, то есть фирмы-однодневки, как и прежде, смогут беспрепятственно снимать со счетов неограниченные суммы наличных денег», - заметил он.

«Зарубежные эксперты, оценивая объем теневой экономики, в качестве одного из объектов исследования берут соотношение сумм произведенных платежей в наличной форме к общей сумме расчетов. Так, если по данным Национального банка за 12 месяцев 2013 года сумма наличных денежных средств юридических лиц в банках второго уровня составляла 183 млрд тенге, то за аналогичный период 2014 года - уже 195 млрд. Действующее законодательство позволяет беспрепятственно обналичивать неограниченные суммы денег с расчетного счета», - сказал он, отметив, что развитые страны резко ограничивают наличные расчеты при больших суммах платежей.

При этом он пообещал, что права граждан и законные интересы юридических лиц «не будут ущемлены», так как текущее состояние банковской системы позволяет приобрести основную часть товаров и услуг за безналичный расчет.

Кроме того, в КГД предложили ввести уголовную ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

А. Байманов пояснил, что за последние 20 лет отток капитала из Казахстана в оффшоры составил около $140 млрд.

«О широком распространении устойчивых схем вывода капитала свидетельствует тот факт, что начиная с 2010 года более чем в пять раз возросло количество юрлиц, учредителями которых являются предприятия, зарегистрированные в оффшорах. Объем таких переводов из Казахстана в 2012 году составил 1,4 млрд долларов, что в три раза превышает объем возвращаемых средств обратно. В результате оттока капитала теряется большая налогооблагаемая база, возможные инвестиции, которые могли бы быть использованы во благо нашей экономики», - сказал он.

Представитель комитета отметил, что в настоящее время в Казахстане отсутствует орган, ответственный за мониторинг объемов вывода капитала из страны.

«Анализ следственно-оперативной практики показал, что из-за несовершенства законодательства уголовно-правовые меры борьбы с оттоком капитала из страны неэффективны. Уголовная ответственность в Казахстане предусмотрена лишь за невозврат валютной выручки по внешнеэкономическим операциям. И даже по этой статье привлечение к уголовной ответственности выглядит проблематичным. Так, начиная с 2011 года в суд направлено всего 4 уголовных дела. Данное положение связано с тем, что сам факт невозврата валюты из-за границы еще не образует состава преступления», - сказал он.

По его словам, в последнее время наметилась тенденция вывода капитала по вновь разработанной схеме, когда компания из Казахстана выступает якобы посредником и перечисляет за рубеж денежные средства за поставку товаров в другие страны.

«Это позволяет беспрепятственно выводить деньги вообще в обход валютного контроля. Только по одной информации КФМ (комитет финансового мониторинга - КазТАГ), в 2013 году подобным образом из страны было выведено около 400 млн долларов США. Поэтому нашим предложением является - по опыту России - ввести уголовную ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Наряду с этим, с целью пресечения фактов невозврата денежных средств из-за границы на раннем этапе предлагаем наделить комитет финансового мониторинга полномочием по проверке контрагентов нерезидентов на предмет законности деятельности и аффилированности субъектом перечисленных в фонд ему денежных средств», - резюмировал А. Байманов.

1 МРП = 1982 тенге.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером