Алма-Атинское телевидение 60-х: настройка требовала силы, а голубыми были только экраны

2984 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 03 Мая 2025, 18:00

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

До 1960-х годов основным органом восприятия информации оставались уши. Радио в те годы умолкало только ночами. А главным источником массового информирования населения Алма-Аты считались репродукторы и громкоговорители, подключённые к специальной городской сети. И вряд ли кто-то предполагал, что робко вторгнувшееся в жизнь телевидение очень скоро затмит и заткнёт все прочие пристрастия и радости потребителей СМИ. Впрочем, для воспитанников эры НТР это не было таким уж шоком, тогдашний народ был готов к любым чудесам прогресса.

Ощетинившийся город

Читайте также
Алма-Атинские микрорайоны: казусы появления и неувязки с планами

Алма-Атинское телевидение ведёт отсчёт своей истории с 1958 года. Появление его в городе заметили сразу. Даже те, для кого желание обзавестись собственным телеприёмником пребывало ещё в стадии мечты. Телевышка – красивая, стройная, ажурная, с кокетливой "шапочкой" - взметнулась ввысь на южной окраине и тут же стала предметом гордости горожан. А ещё - одним из символов столицы Советского Казахстана.

В те годы Алма-Ата почти не выглядывала из-за деревьев. Только несколько сооружений вздымались выше зелёного ординара: Кафедральный собор в парке (там в те годы располагался республиканский историко-краеведческий музей), новенький Дом правительства, Театр им. Абая, Академия наук, радиомачта посередь обширного антенного поля на месте нынешнего микрорайона "Самал"… Ну и отныне – телевышка над телецентром.

Восприимчивые к маломальским переменам жители специально приходили на эту окраину и зачарованно стояли, задрав головы и созерцая высоту реального воплощения научно-технического прогресса. Впечатляло!

Однако очень скоро город ответил на этот вызов сверху. Ощетинившись тысячами разномастных телеантенн, украсившись в одночасье все крыши жилых домов Алма-Аты.

Никакого кабельного варианта в те годы не ещё просматривалось. По первости не существовало и коллективных антенн, каждый пользователь телевидения тянул на крышу свой кабель к собственной конструкции. Так что по числу торчащих над многоквартирным домом металлических "торчков" можно было легко определить количество квартир с телевизорами.

Читайте также
Камни, которые алмаатинцы ставили рядом с домами, оказались надгробными

Многие, правда, пытались ставить антенны на балконах, но это напрямую отражалось на качестве приёма в сравнении с установкой на крыше. И уж совсем легкомысленными считались домашние телескопические усики, устанавливаемые прямо поверх "ящика".

К концу десятилетия, когда голубые экраны коротали вечера подавляющей массы алма-атинских семей, технологическое обрамление крыш стало привычным насестом для ворон, которые в те годы в изобилии водились в городе и с удовольствием обживали эти рукотворные насесты по вечерам. Антенны, как правило, делали в те годы своими руками или заказывали знакомым умельцам – поточное производство их если и было налажено, то не сразу. Отсюда проистекало великое изобилие неповторимых по конструкции и высоте вариантов.

Хорошая антенна, дававшая стабильную картинку, что и говорить - была предметом гордости владельца и зависти соседей.

Правила настройки: сильные руки и долгое терпение

Телевидение кардинально поменяло коллективную физиономию патриархальной Алма-Аты. Уже к 1963 году город по вечерам начинал изрядно пустеть - значительная часть горожан прилипала взорами к 53 тысячам приобретённых к тому времени телевизоров. Всего-то в те годы в столице Казахстана проживало 450 тысяч человек. Голубые экраны (эра цветных телевизоров ещё только вырисовывалась впереди), отсвечивающие в стёклах окон, стали привычным признаком алма-атинского вечера.

Читайте также
Почти ничего личного: почему проспект Абая появился в Алма-Ате лишь после войны

Самым обычным телевизором тех допотопно-приснопамятных времён слыл какой-нибудь крохотный "Старт" ("Старт 2", "Старт 3"), обречённо выглядывающий из массивного деревянного корпуса. Он-то и стал первым в чреде тех народных "ящиков", модели которых стали стремительно меняться потребителями по мере совершенствования технологий и расширения производства и возможностей вещания.

Качество сигнала и изображения было… Таким, каким было! Никаких альтернатив тому не существовало. Неспроста в ассортимент любимых шуток-прибауток тут же вошел едковатый неологизм – "елевидение".

Телевизоры эпохи детства, ламповые, с конденсаторами и сопротивлениями, массивными кинескопами, стабильной работой вообще-то не грешили. А потому одним из самых верных способов настройки считался смачный хлопок домашнему любимцу ладонью по загривку. Что удивительно – в дотранзисторную эпоху такой силовой способ часто приносил результат.

Главным в искусстве силовой настройки было не переусердствовать. Потому что в противном случае экран тут же обиженно угасал, картинка исчезала безвозвратно, и чересчур ретивому телелюбителю предстояла не очень радужная перспектива долгих мытарств по скучным мастерским и ателье. Хмурые мастера с характерными красными носами недаром почитались любимыми персонажами многотиражных сатирических журналов "Крокодил" и "Шмель". Как, впрочем, и само телевидение.

"Классические" бумажные СМИ опрометчиво насмехались над электронными первенцами, наивно забывая ими же тиражируемую истину о том, что лучше всех всегда смеётся последний (из оставшихся в живых).

Такая кукурузина!

Читайте также
Что творилось в алма-атинских банях в те времена, когда ещё не ведали про "сауны с массажистками"

Вещание первоначально велось всего несколько часов вечером и в значительной части состояло из передач прямого эфира. Но это был вынужденный способ, завязанный на техническом несовершенстве, а вовсе не мастерстве ведущих и желании побыстрее донести до зрителя "контент", сократить расстояние со зрителем.

Вспоминается любопытный и характерный казус, один из тех, что периодически случались на нашем телевидении во времена тех первобытных прямых эфиров. Всё приключилось во время обсуждения важного вопроса повсеместного введения в севооборот кукурузы. Массовое появление телевидения в СССР совпало с "хрущёвской оттепелью". Итак...

...В студии трое: ведущий и два специалиста по кукурузе. Ведущий задал "нужный вопрос" и, явно скучая, мутновато-вежливо слушал дискуссию корифеев. И тут его взор неожиданно упал на бутылку минералки и три стакана, вынесенных для антуража на впередистоящий столик. Глаза диктора озарились пламенем. Он аккуратно поставил перед собой три стакана в ряд, привычно открыл бутылку и, профессионально прищурив глаз, филигранно, с доливочкой, вровень разлил минералку по стаканам. (Так, как это делалось в хороших компаниях, где "на троих" разливали отнюдь не минералку) Что самое интересное - оба оппонента, уловив важность момента, тут же прекратили свой методологический спор, замолчали и впились глазами в манипуляции со стаканами...

Было смешно. Правда, по "сю сторону экранов". (Сам я из того времени помню, правда, только ощущение ожидания вожделенного "мультика", так что этот рассказ передаю с подачи старших).

Несмотря на все издержки "прямого эфира", в те предгламурные времена телезрители знали поимённо всех дикторов. А особенно – дикторш. Которые становились предметами нешуточных чувств и жарких обсуждений в среде поминутно плодившихся и размножавшихся телеманов. Какими были те первые дикторши на Казахском телевидении можно видеть на представленных тут фото – ("скриншотах" экрана 1960-х!).

 

Дикторы той ветхозаветной поры считались истинными хозяевами студий. Они не только вели "новости", но и предваряли все остальные передачи – "Голубые огоньки", репортажи о матчах любимого "Кайрата", концерты и наши любимые "детские передачи".

Программы Республиканского телевидения передавались из Алма-Аты во все областные центры посредством радиорелейных линий и станций, представлявших собой мачты, находившиеся в прямой видимости одна от другой. Таким же способом Алма-Ата была связана с Москвой и ближайшей столицей – Фрунзе.

Однако уже к концу десятилетия телевизионная связь вышла на новую высоту – космическую. Залогом чего стала станция космической связи с фантастической параболической антенной, появившаяся на пустыре среди садов и давшая название новому микрорайону, построенному рядом. "Орбита".

Можно ли сравнить то телевидение с нынешним? Наверное, в чём-то можно. Хотя тут я вряд ли могу быть экспертом. Последние 15 лет живу без телевидения, от которого мне удалось-таки отключиться и отрешиться. Чему, честно признаться, я бесконечно радуюсь.

Фото: из архива Андрея Михайлова.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером