Модель Лукашенко: всё могло быть по-другому

6729 просмотров
0
Айдан КАРИБЖАНОВ
Вторник, 25 Авг 2020, 11:20

Если бы промышленность Беларуси поломалась ещё в ранние девяностые...

Интересно порассуждать про экономику Беларуси. Причём объективно, просто попытаться разобраться. У ЛУКАШЕНКО своя модель была, он ею гордится, обвиняет протестующих в желании её поломать. Как говорят, оптически картинка выглядит неплохо. Большие промышленные предприятия, тысячи работающих, карьерные самосвалы, тягачи и мебель. Сельское хозяйство с качественными молочными продуктами, муниципальное хозяйство, которое в порядке. Ещё и беларуский IT наступает. Это на светлой стороне. Есть ведь чем гордиться? Самое главное даже не в экономике, а в индексе человеческого развития. Где считается и доступность детского сада и школы, больницы и спортивной площадки. По нашим меркам - это впечатляет.

Читайте также
Перформанс отца и сына

А что не нравится? Страна получала до сих пор большие российские дотации. Свой союзный статус удавалось конвертировать в поставки нефти без российской экспортной пошлины. Из этой нефти на местных нефтеперерабатывающих заводах делают нефтепродукты, которые и сами потребляют, и экспортируют, благо до Европы рукой подать. Россияне эту систему недавно поломали, в принципе, имели полное на это право, а это серьёзный удар для бюджета Беларуси.

Сельское хозяйство не такое уж и важное. Меньше 10% занятых и меньше 10% доля в ВВП. Это, скорее, хорошо. Немного отучает от этих стереотипов про картошку. Нормальная страна с адекватным сельским хозяйством, которого немного, в самый раз. Правда, есть перекос: промышленности многовато, а сферы услуг маловато.

Вот в этой промышленности и главный беларуский вопрос. Если бы она поломалась ещё в ранние девяностые? Примеров тому много в Восточной Европе и России. Венгерский Икарус, рижские VEF и RAF, российские ЗИЛ и АЗЛК. Произошла бы деиндустриализация, в Минске бы было больше ТРЦ и гламурных клубов и ресторанов. Пока система бы пришла в определенное равновесие, десяток очень болезненных лет прошёл бы. С другой стороны, поддерживать чрезвычайно хрупкие производства самосвалов и тракторов, которые через вторую производную есть то же сырье? Упало производство в Китае, упал спрос на руду в России и Казахстане, не нужны и самосвалы. С помощью выцыганенных дотаций такую хрупкую конструкцию столько лет поддерживать!

Читайте также
Кость от премьера

В Восточной Европе очень разные примеры. Эстония стала чемпионом в IT. Латвия и Литва деиндустриализовались, молодежь уехала работать на Запад. Лукашенко прав, приводя их в пример, но про свою молодежь, которая такими же темпами бежит, он молчит. Есть хороший пример - Словакия. Ей удалось привлечь инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей и стать чуть ли не крупнейшим производителем автомобилей в регионе.

Позволю себе сделать такое предположение. Если бы лет десять назад, как китайские коммунисты в своё время, после периода председательства в своём "колхозе" Лукашенко принял бы новые законы, защищающие иностранные инвестиции. Продал без откатов главные активы страны большим инвесторам, может, не западным, а восточным. Свой IT центр делал раньше и с меньшим участием людей в погонах. Сам бы ушёл, оставил бы вместо себя преемника не из родного колхоза, а того же ЦЕПКАЛО, который технопарк и создал. Все по-другому могло быть.

А сейчас все варианты плохие.

Источникстраница Айдана Карибжанова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: welcome-belarus.ru.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента