На всякий OPEC найдется свой OPIC

9839 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 16 Июл 2020, 14:00

Нефтедобывающим странам придется считаться с новой реальностью

Страны, входящие в Организацию стран-экспортеров нефти (OPEC), на заседании мониторингового комитета, прошедшего в онлайн-режиме 15 июля, пришли к мнению, что пик падения глобального спроса на нефть – в прошлом. Мировая экономика начинает восстанавливаться, и ей потребуется больше энергоресурсов. Участники соглашения по ограничению добычи приняли решение с 1 августа увеличить нефтедобычу суммарно на 2 млн баррелей в сутки.

Читайте также
Накажут ли шейхи Нур-Султан

В то время как OPEC, воздействуя, где кнутом, а где пряником на участников соглашения, подтолкнула-таки мировые котировки вверх, страны-потребители успели вкусить всю сладость низких цен на нефть. И теперь всерьез задумываются о согласованной закупочной политике, как минимум, пока только в рамках отдельных государств. А там глядишь, в воздухе начнет витать идея создания Организации стран-импортеров нефти (OPIC)?

В мае, когда некоторые страны-участницы OPEC еще игнорировали обязательства по сокращению добычи, в связи с чем цены находились на достаточно невысоком уровне, Китай увеличил импорт сырой нефти на 19%, достигнув исторического рекорда в 11,3 млн баррелей в сутки. К июлю емкости нефтехранилищ в материковой части страны были заполнены уже на 69%. Как отмечают эксперты, это лишь на 1% меньше технологического предела, то есть можно, сказать, под завязку.

Одновременно, по сообщению Bloomberg, китайские государственные нефтяные компании начали работу по созданию единого импортера нефти. Он будет закупать сырье для переработки на заводах компаний Sinopec, PetroChina, China National Offshore Oil Corporation и Sinochem. Сейчас суммарно они импортируют более 5 млн баррелей нефти в сутки, так что единый покупатель, если он будет создан, может стать крупнейшим импортером в мире. Это позволит китайским компаниям диктовать свои условия продавцам.

Читайте также
Пока соседи строят заводы, Казахстан теряет инвесторов

Подобные новости приходят и с другой части света. Европейская комиссия 14 июля дала согласие на слияние двух польских топливных концернов: Orlen и Lotos. Первый из них владеет 6 НПЗ в Польше, Чехии и Литве. Второй имеет нефтеперерабатывающий завод в Гданьске. Как говорится в официальном заявлении Orlen, слияние "значительно укрепит позиции концерна в переговорах по цене с контрагентами".

Кстати, в 2006 году делегация Orlen прилетала в Астану с пакетом предложений о сотрудничестве. Поляки готовы были инвестировать в нефтедобычу в Казахстане, чтобы иметь гарантированные объемы поставок на свои европейские заводы. Другой вариант предполагал совместное управление нефтеперерабатывающим заводом "Мажейкю нафта", который Orlen купил в Литве.

Тогда предложения Варшавы были отклонены чиновниками в Астане, а чуть позже "КазМунайГаз" самостоятельно купил заводы "Ромпетрол" в Румынии.

На сегодняшний день OPEC не имеет реальных рычагов воздействия на членов картеля. Исполнять или не исполнять принятые на себя обязательства по сокращению добычи – в принципе, зависит лишь от доброй воли участников. Так, в мае Ирак исполнил свои обязательства всего на 46%, Нигерия – на 57%, Ангола – на 71% и Конго – на 72%.

На стороне покупателя ситуация принципиально другая, для них вопрос цены на нефть – это вопрос экономического выживания. И даже если до создания глобального OPIC дело в обозримом будущем вряд ли дойдет, создание региональных картелей (например, китайского или европейского) вполне реально. И нефтедобывающим странам придется считаться с новой реальностью.

Фото: sharespro.ru.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента