Индустриальные обещания продлят на 10 лет

2231 просмотров
0
Анар БЕКБАСОВА
Понедельник, 03 Июл 2017, 16:30

Большинство казахстанских СЭЗ работает неэффективно

На снимке: вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров.

Читайте также
Зона в шоколаде. Часть 1

Двадцати пяти лет оказалось недостаточно для развития Специальных экономических зон (СЭЗ) в Казахстане. Правительство хочет увеличить максимальный срок функционирования СЭЗ с 25 до 35 лет. Соответствующую норму пропишут в законопроекте «О специальных экономических и индустриальных зонах». Его концепцию вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан ХАИРОВ представил на рассмотрение Межведомственной комиссии в Министерстве юстиции в понедельник, 3 июля.

По мнению руководства МИР, налаживанию полноценного функционирования зон мешают проблемы с финансированием, строительством инфраструктуры, не эффективная работа органов управления, а также некачественное планирование проектов.

«К примеру, в состав СЭЗ «Астана – новый город» входит два индустриальных парка. Несмотря на то что строительство инфраструктуры началось в 2005 году и была определена очередь застройки, до сих пор ни одна из очередей не завершена на 100%. Так, отсутствуют насосная станция технического водоснабжения (участники используют питьевую воду для технических нужд), распределительные сети теплоснабжения (только четыре компании из 60 обеспечены централизованным теплоснабжением) и частично автомобильные дороги», - говорится в Концепции законопроекта «О специальных экономических и индустриальных зонах», разработанной Министерством по инвестициям и развитию.

В концепции также уточняется, что развитие одного из индустриальных парков СЭЗ «Астана — новый город» все еще находится на начальном этапе строительства.

Читайте также
Зона в шоколаде. Часть 2

«Возникает вопрос целесообразности застраивания, учитывая отсутствие средств и ограничение срока функционирования СЭЗ (до 2027 года). Учитывая вышеуказанные проблемы, законопроектом предусматривается возможность продления сроков функционирования СЭЗ на 10 лет правительством по представлению уполномоченного органа со специальными правовыми режимами», - написано в концепции.

Напомним, Специальная экономическая зона «Астана – новый город» создана указом президента в 2002 году. Она включает в себя новый административно-деловой центр столицы площадью 6531,1 га и новые промышленные зоны в Астане Индустриальный парк №1 площадью 598,1 га, Индустриальный парк №2 площадью 433,1 га и городскую легкорельсовую линию.

Изначально на территории СЭЗ «Астана — новый город» предполагалось создание производственных объектов по выпуску продуктов химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий, бытовых электрических приборов, машин и оборудования, фармацевтических изделий, продуктов питания, автотранспортных средств и других товаров. Для стимулирования производства государство предоставляет участникам СЭЗ налоговые и таможенные льготы.

Представленный в Министерстве юстиции законопроект «О специальных экономических и индустриальных зонах» предполагает введения ряда упрощенных процедур в регулировании деятельности СЭЗ. Разработчики предлагают, чтобы СЭЗ создавались не указом президента, как сейчас, а постановлением правительства.

Читайте также
Зона в шоколаде. Часть 3

«Отсутствием четкой стратегии развития СЭЗ и реализации конкретных проектов замедляет процесс достижения конечного результата создания СЭЗ, что негативно сказывается на общем индустриально-инновационном развитии Казахстана. Некоторые СЭЗ предусматривают долгосрочную стратегию развития СЭЗ, основанную на общих положениях Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, однако экономическая ситуация в стране и мире меняется с невероятной скоростью, что не всегда находит отражение в таких стратегиях», - говорится в концепции.

Законопроект также предусматривает разработку краткосрочной стратегии развития для всех СЭЗ с их обязательным согласованием с уполномоченным органом, в которой должны быть предусмотрены ключевые индикаторы эффективности СЭЗ. Кроме того, планируется ввести упрощенный порядок разрешительных процедур, необходимых для строительства объектов в рамках Специальных экономических зон.

В ходе обсуждения законопроекта вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров сообщил, что для повышения эффективности управления Специальными экономическими зонами планируется внедрить управляющие компании.

- Понятна ваше озабоченность касательно того, что не будут ли деньги потрачены впустую, но при подписании соответствующих контрактов учитывается четкий KPI, то есть управляющая компания, на которую тратятся какие-то средства, обязана минимальный объем ввести инвестиций и создание конкретных производств. Это требование и по управляющим компаниям, которые действуют и которые, как предполагается, будут привлечены с участием мирового уровня компаний. Важно не просто заполнение зон, а эффективное заполнение, чтобы была высокая добавленная стоимость и связка между производствами, которые там располагаются, - сказал Хаиров, отвечая на вопросы членов межведомственной комиссии.

Читайте также
Зона в шоколаде. Часть 4

Вице-министр юстиции Зауреш БАЙМОЛДИНА заметила, что вопрос об эффективности СЭЗ не раз поднимался на самом высоком уровне.

- Я, например, была на совещании с участием Аскара Узакбаевича (Мамина — первый вице-премьер РК — А.Б.) Мы там видели, как раз-таки нет никакой эффективности. Низкая эффективность СЭЗ. У нас десять СЭЗ, из них более или менее хорошо работает только одна. Все остальные не дают положительного эффекта, хотя вливания идут достаточно большие, - сказала Баймолдина.

Вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров ответил, что, по его мнению, эффективных СЭЗ не одна, а четыре — это СЭЗ «Хоргос», «Астана — новый город», «Онтустик » и «Мангыстау».

Он также отметил, что на завершение работ по созданию инфраструктуры в разных Специальных экономических зонах необходимо будет еще потратить деньги из государственного бюджета.

Фото автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Следствие по делу Bek Air: эксперты без лицензий и конфликты интересов?
Адвокаты указывают на нарушения и сомнительные экспертизы в расследовании авиакатастрофы
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента