Избранные места национального стресса

3711 просмотров
0
Вадим ДЕРГАЧЁВ
Вторник, 28 Июн 2016, 10:00

На выставке в Национальном музее РК в Астане можно увидеть приговор казахстанскому обществу

Тут ведь дело какое - в Национальном музее РК в Астане заложена бомба. Но по порядку. В музее сейчас проходит персональная выставка художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА, и есть на ней один проект, не похожий на остальные. Самый внешне невыразительный из всех выставленных работ Асхата. Самый скупой визуально, то, что называется — минималистский. И расположен он в самом дальнем углу экспозиции, в выгороженном для него коридорчике, с минимумом света, направленного сверху. Проект называется «Мын Кол»: от тюркского слова «монгол» - «тысячи рук». Воспринимается он поначалу как какое-то почти детское творчество - увеличенные фотографии рукописных текстов и рядом фото рук людей, которые эти тексты написали.

Но это все, скажем так, вещи внешние. Внешними они остаются даже после того, как обращаешь внимание на то, что руки на фото - очень выразительные. Перестаешь об этом всем думать, когда начинаешь читать то, что написано. Читать тексты и смотреть на руки. Что, вообще, происходит? А происходит вот что: это, ребята, не срез общества и даже не диагноз его - это приговор ему. Вот о чем все эти текстики говорят. Это изнанка идеологии успешности, плата и цена. Эти два десятка текстов, сопровождаемые снимками рук, совершенно определенно говорят о том, что все наши благополучные ниши, в которых мы пребывали или пребываем до очередного кризиса, просто - ниши. И большинство людей у нас живет в состоянии стресса. Стресса либо постоянного, связанного с ситуацией выживания, либо глубокого спрятанного в прошлом, но не изжитого и висящего над человеком как дамоклов меч, или стресса ожидания будущего, в котором никто не уверен. Этот проект о том, что мы - нация стресса. И рассказывает он об этом просто и безыскусно, почти примитивно, но абсолютно убедительно.

Так что когда вчитываешься в тексты и смотришь на руки, все внешнее с тебя слетает, и на какое-то время ты погружаешься в спокойное и ясное отчаяние. Мы все пребываем в стрессе - бедные и богатые (бедных, конечно, гораздо больше), бизнесмены, рабочие, чиновники, осужденные, женщины-торговки на барахолке и сидящие дома безработные мужчины, владелицы галерей и девушки-«ногтевые дизайнеры»... Выведенный на поверхность, просто и точно показанный нам, как в зеркале, стресс - доминанта нашей жизни. Вот, собственно, и весь проект. Усугубляется все, как всегда, тем, что необходимо в любой ситуации «держать лицо», выглядеть «не хуже людей», изображать «успешность» на своем уровне… И зрители его, этот проект, очень хорошо понимают и чувствуют - именно в этом «коридорчике» экспозиции больше всего народа, и именно там больше всего снимают на сотовые телефоны. Задевает он за живое.

Не знаю, осознанно ли художник попал в болевой нерв (думаю, что осознанно, поскольку все разговоры о том, что художники не ведают, что творят, и ими водит провидение, сильно преувеличены), но здесь дело еще в том, что материал, документарий начинает говорить сам за себя, и эти небольшие куски человеческой жизни приоткрывают перед нами Бездну. Документальный материал вообще вещь жесткая, сам диктует логику высказывания и подбор средств выражения, с ним сильно не поспоришь, если не пытаешься поломать правду, которая выпирает сквозь форму. Как говорится, «поэт издалека заводит речь - поэта далеко заводит речь».

Что же делать?

А это уже вопрос не к художнику, его задача как раз ставить вопросы и сделать так, чтобы люди от них не отворачивались... А отвечать на них или нет - это уже нам решать. Как бы то ни было - на выставку сходите, если вы в Астане, там у Ахмедьярова есть и легкие работы, даже смешные, а в этот «коридорчик» можете и не заходить, если не захотите: стресса и в жизни хватает...

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента