Казах казаху – друг, товарищ и враг

13548 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Четверг, 10 Ноя 2016, 10:30

В Алматы прошел закрытый показ художественного фильма «Оралман»

На снимке: Базарбай (Есим Сегизбаев) на родной земле.

«Закрытый» означало «только для прессы». Что, впрочем, не помешало собрать почти полный зал. Оно и понятно - «лобовое» (по мнению тех же журналистов) название фильма не оставило сомнений: это будет тема, беспроигрышная и любимая нашими СМИ. О репатриантах.

Читайте также
Степные волки нового поколения

О тех людях, отношение к которым за прошедшие 25 лет кардинально менялось от «добро пожаловать, братья» до «понаехали тут на все готовое»; от «возвращайтесь, это наша общая земля» до «пошли прочь, потомки предателей».

Наверное, приблизительно так же менялось и их отношение к исторической родине: от первой эйфории до первого шока, от безумного желания приехать (у стариков) до отчаянного желания уехать обратно (у среднего, работающего поколения).

На всем на этом, неизбежно и предсказуемо, построен сюжет картины «Оралман».

Восьмидесятилетний житель афганского кишлака казах Базарбай решает вернуться на родину. Он ее помнит - так, как мог запомнить четырехлетний мальчишка: вкусы, запахи, образы, и, главное – ощущения. Рая на земле. Из афганского ада, ада бесконечной войны, семья Базарбая отправляется в Казахстан...

Понятно, что будет дальше. Непростая дорога. Непростые ситуации на вновь обретенной родине – и обретенной ли? Неизбежные мысли о возвращении в Афганистан: «лучше ад, чем такой рай». И... почти хеппи-энд, за что отдельное спасибо создателям фильма: режиссеру Сабиту КУРМАНБЕКОВУ, автору сценария Нурлану САНЖАРУ (при участии Сабита Курманбекова), редактору Дарежану ОМИРБАЕВУ, оператору Марсу УМАРОВУ. 

Если бы не этот хеппи-энд, я бы не смогла посоветовать своим близким посмотреть этот фильм. Настолько щемящая интонация, по накалу сравнимая с лучшими корейскими картинами (когда в кадре просто старик – а зритель обливается слезами). Настолько узнаваемые отвратительные ситуации (когда «понаехали тут, и все им – и земля, и деньги»). И это ощущение, даже не трагедии – полной «безнадеги»...

Которая происходит здесь и сейчас, в нашей стране.

Причем не только с оралманами.

В данном случае судьба репатриантов – это просто призма, которая делает наши проблемы еще более выпуклыми.

Сапаркул (Дулыга Акмолда) и Зайнаб (Баян Кажнабиева).

С трудом удерживаясь от соблазна перечислить эти проблемы и тем самым полностью перессказать сюжет фильма, вспомню лишь один эпизод. Из района приезжает начальник – показать другому авторитетному человеку мечеть, которую в одиночку построил сын Базарбая Сапаркул.

Точнее, не построил, а реконструировал, на основе заброшенного военного объекта, из всего, что нашел вокруг. «Я столько денег на нее потратил! – говорит районный начальник, нисколько не смущаясь ни Сапаркула, ни поселкового акима. – Вот, камни привез специально из Аравии...». 

Читайте также
Ангелы чумы

Сапаркул молчит. Молчит и аким. Они уже все сказали и даже сделали в предыдущем эпизоде, когда аким и упомянутый начальник, как оказалось – однополчане, служившие вместе в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане, изрядно выпив, приезжают в мечеть и выясняют отношения с Сапаркулом.

А отношения такие: Сапаркул тоже воевал там и тогда, но на другой стороне. «Значит, ты был душман?» – говорит аким. «Нет. Моджахед», - отвечает Сапаркул. «Враг!» - заключает не аким, а тот, второй. И в этом коротком казахском слове «жау» - страшная правда о нашем отношении друг к другу, и не суть – к шала-казаху? К казаху другого рода-племени-жуза? К оралману...

Словом, где-то к середине картины понимаешь: она не об оралманах. Она - о казахах. О казахах вообще, потому что все эти разговоры о разнице наших менталитетов – асфальтовых, нағыз, оралманов – полная чушь: основа у каждого из этих «разных» одна. Попробуйте с этим поспорить.  

Кстати, о разнице менталитетов: создатели фильма, с одной стороны, ее показывают, а с другой – стирают начисто. Двумя удивительными актерскими образами: сдержанного и яростного афганского казаха Сапаркула - Дулыга АКМОЛДА, и его отца Базарбая – потрясающая работа Есима СЕГИЗБАЕВА.

О нем хочется сказать отдельно, потому что это наш ата. Только они так могут. Быть сильными даже в своей немощности, спасаться иронией даже в самых страшных ситуациях, и – прощать-прощать-прощать...

Так Базарбай-ата прощает огрехи (или грехи?) людям, встретившим его на родине. Он не знает: даже похоронить его на родной земле будет непросто. Ближайшее кладбище окружено колючей проволокой и сельчане уже забыли, когда в последний раз там читали намаз.

Но... этот фильм сняли люди, которые верят в добро. Поэтому ситуации не нагнетаются, а решаются. Поэтому русский солдат не гонит Сапаркула с охраняемого им «объекта» - кладбища, а вместе с ним копает могилу. Поэтому однажды Сапаркул, поднявшись на построенную им мечеть, провозглашает азан в казахской

Читайте также
Казахский паттерн

степи – так же, как прежде в афганских горах...

Для меня почему-то именно этот эпизод стал финалом картины – а не последующие, с красными маками и хорошими новостями.

Быть может, потому, что эпизод с азаном очень символичен: бывший солдат, а потом – азанши, построил храм из обломков войны.

Построил по просьбе другого солдата той войны, поселкового акима.

И кажется, что в ход пошли не только железные обломки, но и те, что в их душах. Помните? От той войны, когда казах казаху - враг...

На пресс-конференции после закрытого показа.

Фильм приурочен к 25-летию Независимости Республики Казахстан.

Режиссер фильма Сабит Курманбеков.

По словам сопредседателя экспертного совета «Казахфильма» Бекболата ШЕКЕРОВА, «Оралман» готовят на международные кинофестивали класса «А». Ближайший – Берлинский.     

Фото: автора и с сайтов sputniknews.kz, inform.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента