Спонсоры за чужой счет

5202 просмотров
0
Игорь ЛИ
Суббота, 20 Сен 2014, 13:32

Хозяин денег, которые инвестор так бездарно тратит в ЗКО - все мы, народ Казахстана.

Как мы уже писали недавно, благодаря присутствию крупного инвестора — компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» — теперь в Западно-Казахстанской области нет приличных дорог и аэропорта, зато есть крытый ледовый дворец в Уральске на 1300 зрительских мест, а скоро появятся дом искусств с библиотекой, где будут собраны произведения выдающихся уральских писателей и поэтов, и двухэтажный комплекс крытых и открытых теннисных кортов (см. «Развод спонсоров по-уральски»). Вопрос, где в областном центре возьмут столько теннисистов, чтобы заполнить ими два этажа кортов, оставим на совести тех руководителей областного акимата, кто включал этот проект в план спонсорской помощи КПО и тех представителей руководства международного консорциума, кто согласился с этой фантастической идеей чиновников.

Тем временем в Уральске готовятся к приходу зимы, а три улицы областного центра, реконструируемые опять-таки в рамках той самой спонсорской программы инвесторов, уйдут под снег в самом что ни на есть раскуроченном виде. «Акимат города Уральск имеет претензии к темпам строительства дорог на средства недропользователей. К заказчику — компании КПО — направлено письмо-претензия, где говорится о необходимости соблюдения графика строительства», — пожаловался порталу bnews.kz главный специалист городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ержан АУБАКИРОВ.

Казалось бы, а при чем здесь нефтяники, ведь дороги ремонтируют дорожники? Ан нет, вопрос распределения десятков миллионов долларов, которые КПО, согласно подписанному с правительством Казахстана соглашению, обязано ежегодно выделять на развитие инфраструктуры Западно-Казахстанской области, с кондачка не решается. А решается по очень мудреной схеме.

Чиновники акимата, казалось бы, изначально лучше всех знающие первоочередные нужды региона, ежегодно представляют на утверждение управляющего комитета, в который входят представители материнских компаний инвестора – консорциума КПО – список проектов, достойных к включению в спонсорскую программу. После того, как список совместными усилиями утвержден, именно сам инвестор отбирает подрядчиков для реализации проектов, финансирует и принимает у них выполненную работу, передавая потом эти объекты в коммунальную собственность.

Изначально такая схема объяснялась тем, что инвестор, выделяя свои кровные, будет лучше следить за тем, чтобы их не разворовали, а дороги, дворцы и теннисные корты строились качественно и в срок. Однако на примере 15 километров уральских дорог, которые в этом году так и не отремонтированы к осени на спонсорские деньги, очевидно, что схема работает коряво. Зато любой хоть немного крутящийся в этой сфере уралец подтвердит вам, что большинство объектов, возведенных за 16 лет функционирования спонсорской программы КПО, проектировали и строили компании с одними и теми же названиями.

Казалось бы, хозяин – барин, кому хочу – тому и даю вкусные подряды и деньги за них. Но в том-то и дело, что фактически «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» – не хозяин тех денег, что щедро отсыпает из спонсорского кармана именно в Западно-Казахстанскую область, а не, скажем, в Костанайскую или Северо-Казахстанскую, хотя они не меньше нуждаются в хороших дорогах и ледовых дворцах. Хозяин денег, которые, так бездарно тратятся, мягко говоря, в ЗКО – все мы, народ Казахстана. Ведь каждый тенге, потраченный инвестором, согласно условий подписанного в 1997 году Окончательного соглашения о разделе продукции, компании-участники консорциума забирают нефтью, добытой из недр Карачаганака. Тех самых недр, собственником которых, по Конституции Казахстана, является государство. А государство – это мы.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента