Ужесточить требования к получению субсидий перевозчиками предлагают в Петропавловске

1804 просмотров
0
Елена Чернышова
Суббота, 04 Мар 2023, 10:00

Ситуацию в сфере общественных перевозок общественники охарактеризовали так: "Полный бардак, какого нет в других регионах"

Читайте также
Закатанные в асфальт миллионы считали в СКО

Маршруты автобусов не продуманы и напоминают хаотичные ломаные линии. Режим работы не выдерживает никакой критики, особенно в выходные и праздничные дни, когда просто невозможно куда-либо добраться. Автобусы работают на износ, остановки непрактичные, холодные и неудобные, электронные табло не действуют. Это лишь часть претензий к работе общественного транспорта, которые высказывают жители Петропавловска. Не лучше ситуация и с внутриобластными и межрайонными перевозками. Достаточно сказать, что автобусным сообщением охвачено только 371 село из 443. 

 - Нами проведен мониторинг социальных сетей, где, в частности, было обращение из села Подгорного Кызылжарского района, находящегося всего в 25 км от Петропавловска: "Уже три месяца нет автобуса. А ведь большая часть населения работает и учится в городе. Постоянно приходится ездить на такси. Неоднократно обращались в акимат, но ответа так и нет", - привел пример член Общественного совета СКО Павел АФАНАСЬЕВ. – А вот обращение от студентов колледжа, находящегося в селе Покровке Есильского района. Они испытывают трудности с поездками домой и возвращением обратно к месту учебы по причине отсутствия автобусного сообщения с их селами. 

Список подобных жалоб можно продолжать. Тем временем на субсидии перевозчикам из казны тратятся солидные деньги. По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в 2022 году на субсидирование внутриобластных маршрутов пошло свыше 800 млн тенге. В этом году выделен 361 млн тенге, дополнительная потребность составляет 566 млн. 

Читайте также
Пограничники СКО служат в ненормальных условиях

Что касается городских, пригородных и сезонных маршрутов, то, согласно информации акимата Петропавловска, за прошлый год на эти цели потрачено 2,1 млрд тенге (задолженность составляет еще свыше одного миллиарда), в этом году на субсидирование выделено полтора миллиарда тенге.

По закону, из бюджета субсидируются убытки перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки пассажиров. В Северо-Казахстанской области из 54 внутриобластных автобусных маршрутов социально значимыми признаны 46, а в Петропавловске и вовсе - все имеющиеся 19 маршрутов. Установленные тарифы не обеспечивают их рентабельности, поэтому перевозчики требуют их повышения. Внутриобластные - должны повыситься на 2 тенге за один километр. Требования городских перевозчиков, которые готовят расчеты, пока неизвестны, ранее они называли 100 тенге. 

Со многими их аргументами трудно не согласится. Так, тариф в городском общественном транспорте, если проезд оплачивать безналичными (80 тенге со взрослого пассажира и 40 с ребенка), не менялся с 2017 года. А цены на ГСМ, запчасти, коммунальные услуги и прочее подорожали в разы. Субсидии, львиная доля которых уходит сейчас на погашение лизинговых платежей за новые автобусы, выдаются с огромным опозданием.

- Однако, прежде чем говорить о повышении тарифов, следует навести порядок и избавиться от полного бардака в общественных перевозках СКО, какого нет в других регионах, - отметил Афанасьев.

Читайте также
В СКО водоисточники, за которые заплатили сотни миллионов тенге, не работают

Он напомнил о данных, приведенных в конце прошлого года антикоррупционной службой СКО, проводившей анализ коррупционных рисков в городском отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 

"При проверке расчетов тарифов установлены признаки необоснованного их завышения перевозчиками, - указали тогда борцы с коррупцией. - Например, учитывается годовой пробег по маршруту, тогда как при анализе ежемесячных актов выполненных работ, сверенных с GPS-системой, фактически пробег составил в два раза меньше. Исходя из этого в два раза меньше должны быть затраты на топливо, амортизацию и прочее. Практически у всех перевозчиков в отчетных документах имеется указание на работу в автобусах кондукторов, которых при проведении мониторинга по факту не оказалось. В состав комиссии по тарифам включены сами перевозчики или их представители, что приводит к лоббированию нужных им решений. Имеются признаки формальности припроведении конкурса и заблаговременного раздела маршрутов между крупными перевозчиками. При проведении конкурсных процедур имеется практика допуска на конкурс двух аффилированных компаний, руководителем или учредителем которых является один и тот же предприниматель".

Было также указано на отсутствие механизма планирования потребности в субсидировании, данных по планируемому пассажиропотоку на ближайшие три года, как того требует законодательство РК. 

Читайте также
В СКО который год не могут ликвидировать несанкционированную свалку

- Сложностью в работе местных исполнительных органов власти, комиссий по тарифам является отсутствие возможностей и прав по перепроверке и критическому анализу документов, сведений, предоставляемых перевозчиками, относительно их реальных доходов, расходов, убытков и рентабельности, - считает Афанасьев. - При выплате субсидий из областного и городского бюджетов необходимо анализировать и разбирать ситуацию, сложившуюся на каждом маршруте. Необходимо провести ревизию всех социально значимых маршрутов, пересмотреть их перечень, ужесточить требования к получению субсидий, тщательно проверять документы, сведения, поступающие от перевозчиков.

Общественник требует привлечь к такой работе Ревизионную комиссию, навести порядок с оборотом наличных денежных средств, вести строгий учет их поступления, как и при работе с безналичными.

 - Нужно отказаться от выплаты субсидий отдельным владельцам маршрутов, которые имеют потенциальные скрытые возможности по самоокупаемости, но не используют их, - отметил Павел Васильевич. - Следует вывести эти маршруты из числа социально значимых, не допуская дальнейшей практики 100-процентного субсидирования всех имеющихся городских и дачных маршрутов. Необходимо отказаться от субсидирования тех маршрутов, владельцы которых предоставляют ложную информацию и фиктивные документы. 

Фото из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента