Как поделили нефть Карачаганака

24168 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 15 Дек 2020, 14:00

Разногласия на тему, кому больше причитается от совместного проекта, начинаются тогда, когда есть что делить

По традиции подарок к празднику – правительство Казахстана и акционеры международного консорциума "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" (КПО) объявили накануне Дня Независимости страны об урегулировании многолетнего спора о разделе прибыли от Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения.

Читайте также
"Последнее китайское предупреждение" инвесторам Карачаганака

История бизнеса свидетельствует: разногласия на тему, кому больше причитается от совместного проекта, начинаются тогда, когда есть что делить. Так и правительство впервые озвучило финансовые претензии к акционерам КПО в 2015 году. Незадолго до того Кенжебек ИБРАШЕВ, занимавший должность генерального директора ТОО "PSA", уполномоченного от имени Казахстана контролировать проекты СРП, в том числе Карачаганакский, заявил, что инвесторы там полностью окупили свои затраты.

Базовым принципом разработки Карачаганака является то, что контракт в ноябре 1997 года был подписан на условиях раздела продукции (СРП). Это означает, что пока инвесторы не вернут вложенные в месторождение деньги, они забирают львиную долю (до 80%) от выручки на возмещение этих затрат. Как только "точка возврата" пройдена, ситуация меняется кардинально, и уже Казахстан должен получать основную долю прибыли.

Так вот, в феврале 2014 года господин Ибрашев заявил, что а данный момент инвестиции, вложенные в разработку Карагачанакского месторождения, полностью окупились, и в текущем году ожидаются изменения пропорций раздела прибыльного сырья в пользу Республики Казахстан". По его оценкам, по итогам 2014 года "казахстанская доля в разделе продукции увеличится с нынешних 20% до 36%".

А уже в апреле 2016-го стало известно, что Казахстан требует от инвесторов выплаты в 1,6 млрд долларов, считая, что они неправильно делят прибыль. 1 октября 2018 года между правительством и акционерами КПО было подписано так называемое "Соглашение о принципах", закрепляющее основные условия урегулирования спора, в том числе единовременную выплату консорциумом 1,111 млрд долларов и корректировку принципов раздела прибыли, что должно дополнительно принести Республике 415 млн долларов до конца срока действия контракта в 2037 году.

Читайте также
Бекет Избастин: О взаимоотношениях с инвесторами, будущем Кашагана, споре с КПО и национализации

Спустя год, осенью 2019-го вице-министр энергетики Мурат ЖУРЕБЕКОВ заявил, что согласованные условия перестали удовлетворять партнеров. "У сторон возникли дополнительные требования. В этой связи недавно было принято решение по инициативе наших партнеров по Карачаганаку возобновить данные переговоры", – сказал он.

И вот наконец, 14 декабря 2020 года объявлено о подписании Соглашения о завершении по урегулированию спора. В рамках этого соглашения:

- консорциум КПО осуществляет финансовую выплату Казахстану в размере 1,305 млрд долларов США;

- стороны согласовали окончательную методику раздела продукции, в результате чего Казахстан до 2037 года дополнительно получит до 600 млн долларов при цене на нефть 40-50 долларов за баррель;

- стороны одобрили начало реализации инвестиционного Проекта Расширения Карачаганака-1(А) с целью дальнейшего поддержания полки добычи на Карачаганакском месторождении.

И вот это последнее условие – не менее важное, чем так необходимый бюджету кэш. Проект расширения Карачаганака (ПРК), одобрения которого давно ждали и инвесторы, и правительство, позволит не допустить снижения объемов добычи нефти и газоконденсата. Карачаганак – месторождение не самое молодое, его начали разрабатывать еще в 1984 году, и по мере выработки давление в нефтегазоносных пластах падает, что, в свою очередь, влияет на объемы добычи. Чтобы выровнять ситуацию, в пласт необходимо закачивать газ.

Благодаря строительству в рамках ПРК нового мощного компрессора закачки газа с сопутствующей инфраструктурой общей стоимостью около 1 млрд долларов,на месторождении можно будет еще долгие годы добывать по 10-11 млн жидких углеводородо в вгод.

Что еще немаловажно в нынешней экономической ситуации: начало реализации ПРК создаст тысячи рабочих мест в регионе, а значит, высококвалифицированные кадры строителей и монтажников, которые высвободятся после завершения в 2023 году Проекта расширения на Тенгизе, смогут получить работу на Карачаганаке.

Иллюстративное фото из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента