Цены на сжиженный газ всё-таки заморозят

13558 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 25 Ноя 2024, 12:00

Он будет недорогой, но на всех его не хватит

Непонятно зачем, но власти продолжают руководствоваться заветом вождя мировой революции Владимира Ильича ЛЕНИНА, высказанным более столетия назад: "Шаг вперед, два шага назад".

Читайте также
Нацкомпании больше не будут сидеть на перспективных участках недр как собаки на сене

В мае 2024 года президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ поставил свою подпись под указом, который эксперты сразу же окрестили революционным. Названный "О мерах по либерализации экономики" он в числе прочего содержал поручение правительству "до 31 декабря 2027 года обеспечить поэтапную отмену максимального количества норм законодательства Республики Казахстан, прямо или косвенно ограничивающих свободу формирования цен и тарифов, за исключением монопольных рынков".

Спустя пять месяцев, в середине октября, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Марат ОМАРОВ заявил, что главой государства и правительством принято политическое решение об отказе от госрегулирования цен на бензин и дизельное топливо.

А спустя еще месяц Министерство энергетики опубликовало на портале электронного правительства для публичного обсуждения проект приказа о сохранении предельной оптовой цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ) до 1 июля 2025 года на уровне июля-декабря текущего года.

Потребление СУГ в Казахстане растет из года в год: так, в 2023 году рост составил 28% по сравнению с 2022-м. Спрос толкают вверх массовый перевод автомобилей на более дешевый, по сравнению с бензином, вид топлива (если в 2021 году в стране было зарегистрировано 313 тыс. автомобилей на газе, то на конец 2023 года – уже 582 тысячи) и активное жилищное строительство в негазифицированных регионах. Ездить на газе и отапливать им дом выгодно: цены на СУГ в Казахстане одни из самых низких на постсоветском пространстве – с 1 июля 2024 года, когда состоялось последнее директивное повышение цен – 59-94 тенге за литр в зависимости от региона.

Читайте также
Правительство отпускает цены на бензин и дизтопливо

При этом предельная оптовая цена, установленная министерством – 45 158 тенге за тонну. А себестоимость производства, по данным министерства – от 60 тыс. до 70 тыс. тенге за тонну. То есть с каждой проданной тонны производитель получает не прибыль, а убыток. К чему это приводит, можно посмотреть на примере крупнейшего производителя сжиженного газа в западном регионе, принадлежащего "КазМунайГазу" – ТОО "КазГПЗ".

98% оборудования завода из категории сосудов, работающих под давлением, находится в эксплуатации более 40 лет, срок службы парка контрольно-измерительных приборов превысил шестикратную предельную степень износа. На замену изношенного оборудования нужны инвестиции, которых по причине реализации сжиженного газа себе в убыток нет. Более того, нет денег на ежегодное техобслуживание, из-за чего в 2021-2023 годах на заводе произошло 52 инцидента и один случай пожара, к счастью, без человеческих жертв.

Частный инвестор в отрасль не идет, потому что при регулируемой государством цене на сжиженный газ строительство и запуск нового производства не окупится. А это означает дефицит и очереди на заправках. Впрочем, глава "КазМунайГаза" Асхат ХАСЕНОВ причиной перебоев с автогазом на заправках называет неграмотное распределение ресурсов. "Наши все три завода производят. Всё, что по графику министерство на нас выделяет, распределяет, мы делаем. Даже производим на сегодняшний день с опережением. Всё, что мы производим, всё направляем на внутренний рынок", – заявил он на недавнем брифинге для СМИ. По его словам, проблема очередей на заправках, которые периодически возникают – это вопрос к распределению. Хотя как ты ни распределяй "тришкин кафтан", на всех владельцев автомобилей на газовом топливе его не хватит.

Читайте также
О чём рассказал глава нацкомпании "КазМунайГаз"

Остаётся лишь строить догадки, чем руководствуется правительство, нарушая указ президента и замораживая цены на СУГ еще на полгода. Некоторые эксперты предполагают, что такое распоряжение поступило в министерство непосредственно из администрации главы государства, и тому может быть два объяснения:

"1. Текущая забастовка на Западе страны. В АП опасаются расширения протестной массы, что вполне обоснованно.

2. Подготовка к электоральным событиям. Возможно, в первом полугодии 2025 года планируются выборы, и важно сохранить или временно заморозить цены на этот период".

Но почему тогда не боятся отпускать цены на бензин и дизель? Или их тоже заморозят, просто народу забыли об этом сказать?

Фото: ccx.kz.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента