Когда театр начинается с пеленок

3880 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Понедельник, 17 Июл 2017, 11:30

На фестивале современного искусства Astana Art Fest три дня стоял шатер с логотипом Baby Lab

Читайте также
Покойтесь с миром, Владимир Алексеевич!

Baby Lab, или Бэби Лаборатория, - российская театральная команда, которая была создана в 2014 году в Москве.

Помимо производства спектаклей для самой юной публики Baby Lab обучает театральных профессионалов работе с детьми.

В Казахстан Baby Lab со своими спектаклями и образовательной программой мог приехать еще в феврале этого года - в Алматы на фестиваль «Откровение», но его бюджет приглашение Лаборатории не потянул.

Однако директор «Откровения» и куратор театральной программы Astana Art Fest Ольга СУЛТАНОВА все-таки нашла способ – и Baby Lab приехал в столицу сразу с четырьмя спектаклями.   

Ползающий зритель

Единственный из привезенных спектакль, который предназначался зрителям действительно с пеленок – это «Лес», который закрывал всю детскую театральную программу.

Иммерсивный (с эффектом погружения в среду) театр для детей возрастным рейтингом 0+ - это звучит как фантастика, но такой театр существует.

«Лес» создан в рамках проекта «Бэби-среда» и стал первым в России иммерсивным спектаклем для малышей. В нем нет четкой сюжетной линии, он построен на впечатлениях и чувствах – визуальных образах, звуках, тактильных ощущениях. В создании спектакля принимают участие сразу все его зрители – от шестимесячных детей до их бабушек и дедушек.

Актеры спектакля используют самый простой реквизит – перья, шишки, отрезы ткани, бумагу, крупы, посуду. Но в качестве первого театрального зрелища для публики, которой еще не понятны ни истории, ни образы – это самый честный опыт.

Читайте также
Рахим Ошакбаев: Удвоить расходы на образование - это реально

Жизнь – игра

Каждый спектакль из привезенных Лабораторией при этом заканчивался бонусом – зрителям предлагали рисовать, мастерить и клеить. И хотя не все представления подразумевали интерактив, завершающим аккордом звучало: руками трогать можно – если не на протяжении самого действия, то после.

Отсутствие тактильных ограничений в этом смысле – штука важная, особенно если учесть, что на самом Astana Art Fest многие объекты для детей были под запретом. Это, признаться, мало кого останавливало, но кто знает – разреши потрогать, может, жалеющих сделать это агрессивно и исподтишка было бы меньше.

Диалоги со зрителем, даже в том, что касается правил поведения в театре, артисты Baby Lab тоже переводят в игру. Так, к примеру, автор спектакля «Все подряд» Катерина КОЧНЕВА предложила детям «приклеить» себя к полу (а в шатре Лаборатории на фестивале стулья предлагались только взрослым, малышей усаживали на пол поближе к «сцене») воображаемым клеем, чтобы просидеть, не двигаясь, все время действия – не очень продолжительное, кстати, всего полчаса.

Это явно диссонирует с методом «садитесь и заткнитесь», который часто можно наблюдать на детских спектаклях в казахстанских театрах – к нему любят прибегать учителя или воспитатели, которые ведут своих подопечных на спектакли.

Читайте также
Как в наших театрах работает закон об авторском праве

Впрочем, даже тех, кто не мог усидеть на месте, в бэби-театре не ругают. В конце концов, приобретя лишних персонажей, история не всегда становится хуже.

В спектакле «Приключения кисточки» театра Мамин Садик Seasons совместно с Baby Lab актриса Ксения САМОЙЛОВА по ходу действия раскрашивала разными цветами изначально белые декорации, и хотя по задумке присоединиться к ней дети должны были только в финале истории, в середине они тоже неплохо сработали.

Самое важное в этом – навыки существовать на сцене и держать историю в самых непредсказуемых ситуациях, а в случае, когда зал заполнен детьми не старше трех, таких ситуаций может случиться в избытке.   

Все по-взрослому

Своим главным принципом работы художественный руководитель Baby Lab Екатерина ГАЕВА называет профессиональный подход. В ее команде нет случайных людей, нет аниматоров и массовиков-затейников.

Над невербальным спектаклем «Лес», например, работали сразу два режиссера и композитор. У «Приключения кисточки» есть художник-постановщик и два хореографа.

В созданном совместно с минским театром «Бусы» спектакле «Стойкий оловянный солдатик» звучит живая скрипка и задействованы куклы – ими в первую очередь славится белорусский театр.

Сама Бэби Лаборатория начиналась с Центра имени Мейерхольда, и на сцене ЦиМа до сих пор идут бэби-спектакли. Равно как на других профессиональных и самых престижных сценах – Центре Драматургии и Режиссуры, театра имени Маяковского.

В 2015 году в рамках фестиваля «Золотая маска» прошла программа «Театр: бэби версия», где показали сразу девять спектаклей 0+, включая бэби-адаптации «Мухи-цокотухи» и даже «Лебединого озера».

Читайте также
Марат Толибаев: Мне страшно за нас, казахов!

...И нам того же!

Еще несколько лет назад о бэби-театре не знали и в России – во всяком случае, как о регулярном и профессиональном явлении.

Сегодня не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих регионах существует театральные команды, готовящие спектакли без возрастных ограничений.

В Казахстане все еще существуют предубеждения относительно детского театра – он в большинстве своем считается побочным продуктом театра «взрослого», и даже те коллективы, которые работают исключительно на юную аудиторию, практически никогда не рассчитывают на публику младше шести лет – и предлагают сразу театр вербальный.

Читайте также
Азиз Бейшеналиев: Да, я не казах, но мне здесь хорошо

Тем не менее, в традиционной культуре существуют обычаи и ритуалы, в которое вовлекают детей с младенчества (тот же тусау кесер), а в современной – еще и культ детей (вспомните недавнюю историю с пафосным тоем к поступлению ребенка в первый класс).

То есть потенциально аудитория для бэби-театра в стране есть, дело за профессионалами, которые за его создание возьмутся.

Фото: Ольга Султанова.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером